Функционально-коммуникативная грамматика Г.А. Золотовой как сетевая модель
Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
онлайн
2022-03-19
12:00 -
12:25
Ключевые слова, аннотация
коммуникативно-функциональная грамматика, коммуникативный регистр, сетевая модель, русский язык, Г.А. Золотова
Тезисы
В последней четверти ХХ века проф. Г.А. Золотова предложила коммуникативно-функциональную концепцию описания языка, которая, если смотреть на нее с позиций актуальных научных идей сегодняшнего дня, предвосхитила популярные сейчас в науках о человеке сетевые подходы. Понятие коммуникативного регистра в грамматике Золотовой фактически моделирует работу нейросети:: в "систему" (говорящий) закладывается определенный набор параметров (свойства референтной ситуации, коммуникативной рамки, коммуникативной ситуации, тип текста, коммуникативная цель), исходя из которых порождается текст - монорегистровый или полирегистровый - и отбираются модели предложения и языковые средства предикативнрго и допредикативного уровня. Взаимодействие - согласованное или конкурентное - этих параметров, определяющих тактику и стратегию построения текста, выбор и сочетание языковых средств, происходит как бы "в черном ящике": нет однозначного соответствия между отдельным фактором Х, влияющим на построение текста, и выбором элемента Y (этот выбор может быть обусловлен действием разных факторов). В докладе принцип работы коммуникативно-функциональной "сетевой" модели будет продемонстрирован на конструкциях с локативным компонентом типа "В соборе под потолком на балках спали голуби", "У нее у сына в школе собирают деньги на выпускной", " Какие у него в саду яблони!" и т.п.; а также на текстах со сложной коммуникативной рамкой и референтной ситуацией (монолог режиссера на репетиции, описание картин или исторических достопримечательностей экскурсоводом). Общей для этих языковых выражений (единств) является их устроенность по "принципу матрешки". Рассмотрение этих примеров позволяет поставить вопрос о когнитивной и коммуникативной роли "принципа матрешки" в синтаксисе по отношению к принципу бинарного членения (субъект - предикат, подлежащее - сказуемое, главные - второстепенные члены, главное - зависимое слово, тема - рема и т.п.).