Поиск versus этика: экзистенциальный конфликт в романе У. Перси «Кинолюбитель»
Александра Владимировна Черкасова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
615
2022-03-18
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Экзистенциальный конфликт; У. Перси; "Кинолюбитель"; поиск; этика
Тезисы
Доклад посвящен анализу особенностей конфликта,
представленного в романе «Кинолюбитель» («The Moviegoer»,
1961) американского писателя Уокера Перси (1916–1990, Percy).
Основной конфликт в «Кинолюбителе»
разворачивается между главным героем романа Бинксом и его теткой Эмили,
находящимися в разных модусах существования. Бинкс первоначально пребывает в киркегоровском
эстетическом модусе, что выражается в сознательной эстетизации героем всех
аспектов своей повседневной жизни с целью максимализации неподлинности
существования: Бинкс стремится превратить себя в идеальный экземпляр по типу
хайдеггеровской категории das Man, и эта
имитация доставляет ему эстетическое удовольствие. Центральные источники
наслаждения для Бинкса – его романы с секретаршами и просмотр кино, служащего
герою более качественным эстетически значимым суррогатом окружающей его
неаутентичной реальности, средством ее валидации.
Ввиду недостаточности эстетического
восприятия как ценностной системы Бинкс осуществляет переход к модусу поиска. В
общем смысле идею поиска можно пояснить как духовное напряжение, нацеленность на поддержание своего существования с помощью самостоятельно избранного смысла. В случае Бинкса конкретным наполнением процесса поиска становится
решение вопроса о существовании Бога и о возможных отношениях с ним человека.
Тетка Бинкса Эмили является проводником
этических норм, основу которых составляют элитарный гуманизм, стоицизм и
фатализм. Однако ее этичность неаутентична, поскольку ценности Эмили не
изобретаемы ею в экзистенциальном напряжении, а, подвергнувшись
субстанциализации, имеют внеположный субъекту, априорный характер. Для Эмили
характерен самообман (mauvaise foi), выражающийся
в изменении окружающей действительности под свое видение, а также отчаяние,
вызванное наблюдением распада системы стоицизма. Кроме того, неаутентичность ценностей
Эмили косвенно подтверждается наличием в романе сниженных вариантов
этического агента, оперирующих на уровне das Man (Нелл Лауэлл, участники радиопрограммы
«В это я верю»).
В кульминационном для развития конфликта
разговоре Эмили предъявляет племяннику обвинение в отказе от квазиобщих этических
ценностей. Подобно киркегоровскому Аврааму, Бинкс, будучи виновен с этической
точки зрения, благодаря обращению к поиску, аналогичному прыжку веры через
абсурд, оказывается вне этических норм, поэтому его ответом на обвинения Эмили
становится молчание. Идея поиска и этические категории располагаются
в принципиально разных плоскостях, что обусловливает провал коммуникации между
их носителями. Молчание Бинкса, порожденное несоответствием между этическим и
абсолютным, образует параллель с завершающим поиск героя «умолчанием», которое
является центральным элементом выстроенного в романе авторского
экзистенциалистского инварианта.