Описание внешности как элемент комплексной аксиологической характеристики средневекового рыцаря в среднеанглийских поэтических текстах
Эльвира Ивановна Мячинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Танзиля Руслановна Гемуева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн 204
2022-03-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
среднеанглийский
период; поэтический текст; ценностные характеристики; рыцарство; описание
внешности
Тезисы
Предлагаемая
работа – часть более обширного исследования, нацеленного на выявление
лингвистических средств актуализации ценностной структуры рыцарского общества.
Материалом послужили поэтические тексты 14 в. «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» и
«Рассказ рыцаря» из «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. В результате
разноуровневого сравнительного анализа двух текстов был выявлен аксиологический
комплекс, характеризующий обобщенный образ средневекового Рыцаря. В настоящей
работе рассматривается внешний вид как элемент этого комплекса.
В первом произведении описывается внешность ключевых фигур поэмы – самого Гавейна и «антагониста», Зеленого Рыцаря (ЗР). Описание внешности ЗР дается сразу при появлении этого героя и сопровождается эпитетами (напр. aghlich, thik, grete, longe), и гиперболами (напр. Half etayn in erde I hope that he were/Bot mon most I algate mynn hym to bene), указывая на величину ЗР и передавая читателю ощущение ужаса, который герой произвел на рассказчика и персонажей. Акцент на огромных размерах ЗР служит выражением его физической мощи – качества, необходимого рыцарю-воину. В то же время, с этим контрастирует описание его облачения – он «элегантен» и богато одет, представлены эпитеты bryght, ryche, blythe, clene, athel, gay и др. Рассказчик говорит, что такого наездника и такого коня «не видал белый свет». По аналогичной модели построено описание Гавейна: физические качества (His thik thrawen thyghez) предшествуют подробному и эмотивно насыщенному восхвалению одеяния. Описание богатства и блеска его одеяния направлено на то, чтобы произвести впечатление на героев поэмы, рассказчика, и на читателя, тогда как физическая мощь является составляющей чертой других рыцарских ценностей, проявляемых в битвах. Чосер, другой стороны, следует иной тактике включения внешности в ценностный комплекс, а именно, антонимической характеристике. Акцент прежде всего делается на военных заслугах рыцаря, и их перечислению в структуре текста отдается большое место. Описание же внешности встраивается в текст в краткой, отнюдь не хвалебной форме: His horse was good; but he was not gay/Of fustian he weared a gipoun/All besmotered with his habergeon. Из последующих строк следует, что он возвращается из похода и сразу же отправляется в паломничество, т.е. отрицательное описание одежды служит цели дать положительную характеристику героя на фоне и в рамках других ценностей – например, религиозности и военных заслуг.
Таким образом инкорпорация внешности в систему ценностей более высокого уровня повышает значимость этой характеристики.
В первом произведении описывается внешность ключевых фигур поэмы – самого Гавейна и «антагониста», Зеленого Рыцаря (ЗР). Описание внешности ЗР дается сразу при появлении этого героя и сопровождается эпитетами (напр. aghlich, thik, grete, longe), и гиперболами (напр. Half etayn in erde I hope that he were/Bot mon most I algate mynn hym to bene), указывая на величину ЗР и передавая читателю ощущение ужаса, который герой произвел на рассказчика и персонажей. Акцент на огромных размерах ЗР служит выражением его физической мощи – качества, необходимого рыцарю-воину. В то же время, с этим контрастирует описание его облачения – он «элегантен» и богато одет, представлены эпитеты bryght, ryche, blythe, clene, athel, gay и др. Рассказчик говорит, что такого наездника и такого коня «не видал белый свет». По аналогичной модели построено описание Гавейна: физические качества (His thik thrawen thyghez) предшествуют подробному и эмотивно насыщенному восхвалению одеяния. Описание богатства и блеска его одеяния направлено на то, чтобы произвести впечатление на героев поэмы, рассказчика, и на читателя, тогда как физическая мощь является составляющей чертой других рыцарских ценностей, проявляемых в битвах. Чосер, другой стороны, следует иной тактике включения внешности в ценностный комплекс, а именно, антонимической характеристике. Акцент прежде всего делается на военных заслугах рыцаря, и их перечислению в структуре текста отдается большое место. Описание же внешности встраивается в текст в краткой, отнюдь не хвалебной форме: His horse was good; but he was not gay/Of fustian he weared a gipoun/All besmotered with his habergeon. Из последующих строк следует, что он возвращается из похода и сразу же отправляется в паломничество, т.е. отрицательное описание одежды служит цели дать положительную характеристику героя на фоне и в рамках других ценностей – например, религиозности и военных заслуг.
Таким образом инкорпорация внешности в систему ценностей более высокого уровня повышает значимость этой характеристики.