50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лингвистические триггеры: к вопросу об успешной онлайн-коммуникации

Екатерина Михайловна Баева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

онлайн
2022-03-21
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

онлайн-коммуникация; социальные сети; современное словоупотребление; лексические единицы; высказывание; оценка

Тезисы

Интернет-коммуникация – постоянно развиваясь, расширяя способы и области взаимодействия участников коммуникативного акта, существуя в письменной и устной форме, – представляет собой одну из самых перспективных областей изучения для современного лингвиста. Особенно интересным и важным представляется изучение общения в социальных сетях, например, Facebook, Instagram, Вконтакте и др., которые во многом сейчас служат суррогатами реальной, живой коммуникации, особенно для молодого поколения.
Каждый человек, участвующий в онлайн-коммуникации в социальных сетях, может быть активным или пассивным участником процесса. Под активным участием подразумевается написание постов или комментариев, участие в дискуссиях, просмотр и комментирование устных прямых эфиров, под пассивным – чтение и просмотр постов, комментариев и видео, то есть потребление информации без обратной связи, которую реципиент дает инициатору коммуникации, в данном случае автору блога или комментария. Пользователь социальных сетей подписывается на профили интересующих его людей и сообществ; первые подписки, как правило, это семья, друзья, коллеги, затем идут известные люди и тематические сообщества. Часто пассивный участник коммуникации, имеющий целью лишь потребление контента (часто без конкретной информативной или прикладной цели, так как наиболее распространенная цель интернет-коммуникации – это развлечение), сталкивается с содержанием, которое технические алгоритмы современных социальных сетей выдают ему как «похожее» на интересующий его контент, исходя из тематики и авторов сообщения. И вот здесь может произойти важный коммуникативный сбой.
В своем отношении к лингвистическому материалу ученый должен быть беспристрастен, в то время как наивный носитель языка чаще всего оценивает высказывание не только на уровне смысла (содержания), но и формы, т.е. на лингвистическом уровне. В основном, это относится к лексическому уровню языка: нелингвисты имеют свои «нелюбимые» слова и выражения, которые вызывают у них отрицательную, часто очень эмоциональную реакцию, что влияет на успешность коммуникации.
Целью исследования было выявить особенности современного русского словоупотребления, вызывающие негативную реакцию у реципиентов. Для этого был произведен опрос русскоязычных пользователей аккаунтов в социальной сети Instagram (участвовало 673 респондента). По результатам опроса была создана классификация лингвистических триггеров, способных отрицательно повлиять на коммуникацию. Упоминаемые особенности лежат, как правило, на уровне лексики и грамматики. На лексическом уровне классификация включает в себя канцеляризмы, клише, архаизмы, феминитивы, а также несколько неожиданные тематические блоки, например, посвященные приему пищи, именам собственным, обращениям и ментальному здоровью.