50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Мир детства в традиционной культуре и народной речи (новый библиографический указатель)

Наталья Валентиновна Большакова
Докладчик
доцент
Псковский государственный университет

онлайн МСТИМЗ
2022-03-22
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Субкультура детства; традиционная культура; библиографический указатель.

Тезисы

Историография изучаемой проблемы – необходимая часть научного исследования. Данная работа посвящена обобщению, систематизации и анализу этнографических, фольклорных, лингвистических, краеведческих материалов ХІХ–ХХI вв. по теме детства в традиционной восточнославянской культуре. Формой представления данных является библиографический указатель опубликованных монографий, диссертаций, статей, словарей. Поскольку издание осуществляется в рамках совместного российско-белорусского научного проекта по субкультуре детства, то новый библиографический указатель ограничен объемом материалов, опубликованных на русском и белорусском языках. Общий корпус библиографии (с учетом новейших публикаций и Интернет-ресурсов) содержит более 600 наименований. По своей структуре указатель относится к разряду систематических, т.е. весь корпус литературы организован в нем по тематическому принципу. В указателе, кроме раздела «Общие вопросы», представлены рубрики: «Народная педагогика и традиции воспитания», «Дети в обрядовой жизни», «Дети в системе народной медицины», «Быт детей и система жизнеобеспечения; социализация детей», «Детский фольклор; вербальная репрезентация детского фольклора». В отдельную рубрику выделены специальные словари и энциклопедии по детству. В докладе специально освещается вопрос региональной распределенности исследовательского материала. Библиографический указатель выявил территориальную неоднородность изученности локальных традиций детского фольклора. Особый акцент в работе сделан на проблеме сбора, публикации и изучении разных аспектов детского фольклора на псковской территории. Обобщены данные по публикации текстов местного традиционного детского фольклора. Как показывает систематизация материала, наименее разработанным является лингвистический аспект темы, что проявляется как в белорусской, так и в российской части. В связи с этим в докладе предполагается представить итоги исследования вопроса вербализации ключевых понятий, специфичных для различных жанров детского фольклора, записанных на Псковщине. Для выделения ключевых слов используется как количественный, так и семантический метод по причине недостаточности каждого из них в отдельности. Таким образом, тематический диапазон и количественный состав исследований отражают феноменальность и научную актуальность самого понятия детства, а степень заполненности того или иного раздела указывает на различный уровень проработанности аспектов общей темы и, соответственно, на перспективы дальнейшего изучения.