Мир детства в традиционной культуре и народной речи (новый библиографический указатель)
Наталья Валентиновна Большакова
Докладчик
доцент
Псковский государственный университет
Псковский государственный университет
онлайн МСТИМЗ
2022-03-22
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Субкультура детства; традиционная культура;
библиографический указатель.
Тезисы
Историография изучаемой проблемы – необходимая часть
научного исследования. Данная работа посвящена обобщению, систематизации и
анализу этнографических, фольклорных, лингвистических, краеведческих материалов
ХІХ–ХХI вв. по теме детства в традиционной восточнославянской культуре. Формой
представления данных является библиографический указатель опубликованных монографий,
диссертаций, статей, словарей. Поскольку издание осуществляется в рамках
совместного российско-белорусского научного проекта по субкультуре детства, то новый
библиографический указатель ограничен объемом материалов, опубликованных на
русском и белорусском языках.
Общий корпус библиографии (с учетом новейших публикаций и
Интернет-ресурсов) содержит более 600 наименований. По своей структуре
указатель относится к разряду систематических, т.е. весь корпус литературы
организован в нем по тематическому принципу. В указателе, кроме раздела «Общие
вопросы», представлены рубрики: «Народная педагогика и традиции воспитания», «Дети
в обрядовой жизни», «Дети в системе народной медицины», «Быт детей и система
жизнеобеспечения; социализация детей», «Детский фольклор; вербальная
репрезентация детского фольклора». В отдельную рубрику выделены специальные словари
и энциклопедии по детству.
В докладе специально освещается вопрос региональной
распределенности исследовательского материала. Библиографический указатель
выявил территориальную неоднородность изученности локальных традиций детского
фольклора. Особый акцент в работе сделан на проблеме сбора, публикации и
изучении разных аспектов детского фольклора на псковской территории. Обобщены
данные по публикации текстов местного традиционного детского фольклора.
Как показывает систематизация материала, наименее
разработанным является лингвистический аспект темы, что проявляется как в
белорусской, так и в российской части. В связи с этим в докладе предполагается представить
итоги исследования вопроса вербализации ключевых понятий, специфичных для
различных жанров детского фольклора, записанных на Псковщине. Для выделения
ключевых слов используется как количественный, так и семантический метод по
причине недостаточности каждого из них в отдельности.
Таким образом, тематический диапазон и количественный состав
исследований отражают феноменальность и научную актуальность самого понятия детства,
а степень заполненности того или иного раздела указывает на различный уровень
проработанности аспектов общей темы и, соответственно, на перспективы
дальнейшего изучения.