50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Мечты о цифровом теле: конец «аналоговой» истории героя или «Смерти. net»?

Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Цифровое тело, телесность, антропоморфность


Тезисы

В докладе рассматривается проблема формирования образа героя цифровой реальности, в основе которой лежат попытки преодолеть «безОбразность» персонажа, обладающего цифровым телом. Идет поиск ответов на вопросы: можно ли выйти в поисках облика ифрового героя  за пределы антропоморфности, какие сложности или, наоборот, неисчерпаемые возможности создает цифровая телесность для кинодраматургии? 
В настоящее время в кинематографе мечты о цифровом теле героя зашли в тупик или ходят по кругу в привычных границах антропоморфности: конструируя человека будущего, кинодраматургия продолжает работать с «аналоговым» телом, данным человеку природой по праву рождения.  Герой может обладать экзотелом, которое представляет собой пустую форму, цифровую имитацию («Матрица: Воскрешение» (The Matrix Resurrections, 2021), или протеиновую «обманку» («Любовь, смерть и роботы» (Love, Death & Robots, 2019). Но очертания человека пока словно бы сдерживают фантазию создателей киномиров.
В свою очередь, цифровое тело без явленной формы пока воспринимается как безликая и враждебная материя, где обезличенность (тело не антропоморфной цифровой конфигурации) рождает антагонистическую враждебную среду, как в фильмах «Я, Робот» (I, Robot, 2004) и «ВаллИ» (WALL-E, 2008). 
Современная литература делает попытки найти некий альтернативный вариант. 
В романе Т. Замировской «Смерти.net», который отчасти продолжает тему, заявленную в «Матрице», появляется персонаж-чат, проявляющий себя через мессенджер, создается новый социум, существующий в пределах социальной сети, но при этом готовый опрокинуть мир реальности. Однако при гипотетической реализации сюжета Т. Замировской в кинопроекте неизбежно встанет вопрос о зримом эквиваленте персонажей романа, за которыми мы сможем наблюдать на экране.
Кинодраматургия в настоящий момент при создании героя будущего идет традиционным путем: сюжетосложение работает с субъективностью героя и его базовой ценностью – жизнью. Нам интересно наблюдать за героем или живым, или хотя бы имитирующим жизнь (вампиры, зомби). Именно уникальность жизни, ее конечность и неизбежность смерти, повышают ставки в любом сюжете: формируют мотивировки героя, повышают градус конфликта, остроту противостояния сил в кульминации.
При конструировании цифрового персонажа необходимо отвечать на множество вопросов. Можно ли выйти за пределы оппозиций: «живое или мертвое», «субъект или объект»? Можно ли назвать героя с цифровым телом живым? Какие ценности у этого героя? Где та граница, за которой цифровой герой может утратить статус живого существа и существует ли она вообще?
Литература отвечает на эти вопросы быстрее, чем кинематограф. Кинематограф же продолжает искать визуальный эквивалент цифрового тела героя, крайне осторожно выходя за пределы антропоморфного.