Мечты о цифровом теле: конец «аналоговой» истории героя или «Смерти. net»?
Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Цифровое тело, телесность, антропоморфность
Тезисы
В докладе рассматривается проблема формирования образа героя цифровой реальности, в основе которой лежат попытки преодолеть «безОбразность» персонажа, обладающего цифровым телом. Идет поиск ответов на вопросы: можно ли выйти в поисках облика ифрового героя за пределы антропоморфности, какие сложности или, наоборот, неисчерпаемые возможности создает цифровая телесность для кинодраматургии?
В настоящее время в кинематографе мечты о цифровом теле героя зашли в тупик или ходят по кругу в привычных границах антропоморфности: конструируя человека будущего, кинодраматургия продолжает работать с «аналоговым» телом, данным человеку природой по праву рождения. Герой может обладать экзотелом, которое представляет собой пустую форму, цифровую имитацию («Матрица: Воскрешение» (The Matrix Resurrections, 2021), или протеиновую «обманку» («Любовь, смерть и роботы» (Love, Death & Robots, 2019). Но очертания человека пока словно бы сдерживают фантазию создателей киномиров.
В свою очередь, цифровое тело без явленной формы пока воспринимается как безликая и враждебная материя, где обезличенность (тело не антропоморфной цифровой конфигурации) рождает антагонистическую враждебную среду, как в фильмах «Я, Робот» (I, Robot, 2004) и «ВаллИ» (WALL-E, 2008).
Современная литература делает попытки найти некий альтернативный вариант.
В романе Т. Замировской «Смерти.net», который отчасти продолжает тему, заявленную в «Матрице», появляется персонаж-чат, проявляющий себя через мессенджер, создается новый социум, существующий в пределах социальной сети, но при этом готовый опрокинуть мир реальности. Однако при гипотетической реализации сюжета Т. Замировской в кинопроекте неизбежно встанет вопрос о зримом эквиваленте персонажей романа, за которыми мы сможем наблюдать на экране.
Кинодраматургия в настоящий момент при создании героя будущего идет традиционным путем: сюжетосложение работает с субъективностью героя и его базовой ценностью – жизнью. Нам интересно наблюдать за героем или живым, или хотя бы имитирующим жизнь (вампиры, зомби). Именно уникальность жизни, ее конечность и неизбежность смерти, повышают ставки в любом сюжете: формируют мотивировки героя, повышают градус конфликта, остроту противостояния сил в кульминации.
При конструировании цифрового персонажа необходимо отвечать на множество вопросов. Можно ли выйти за пределы оппозиций: «живое или мертвое», «субъект или объект»? Можно ли назвать героя с цифровым телом живым? Какие ценности у этого героя? Где та граница, за которой цифровой герой может утратить статус живого существа и существует ли она вообще?
Литература отвечает на эти вопросы быстрее, чем кинематограф. Кинематограф же продолжает искать визуальный эквивалент цифрового тела героя, крайне осторожно выходя за пределы антропоморфного.