50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Тело как вызов: Образ женского в фильмах учеников А. Н. Сокурова

Полина Михайловна Степанова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

культурная антропология; интерпретативная антропология; телесные техники; архетип; ритуальные практики; антропологический театр

Тезисы

Проблема новой телесности, пронизывающая все современные визуальные искусства, особенно ярко проявляется в кинематографе. Тело, зафиксированное на пленке, осуществляется в неуловимом пространстве между телесной природой актера и телом, сконструированным режиссерской мыслью: монтажными переходами, крупностями и мизансценическими решениями. С 2014 года участниками и победителями мировых и отечественных кинофестивалей становятся выпускники режиссерской мастерской А. Н. Сокурова Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, в 2021 году в программу 31 Международного кинофестиваля «Послание к человеку» вошел специальный показ работ студентов режиссерского курса Сокурова, обучающихся в данный момент в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Фильмы, представленные школой Сокурова, позволяют выявить и проанализировать изменение культурологических парадигм, которое затрагивает систему представлений о телесной и гендерной культуре, обозначает быструю трансформацию телесных техник жизни. Особый интерес в работах кинорежиссеров представляет образ женского, который вступает в острый конфликт с современными представлениями о репрезентации женской телесности. В фильмах учеников Сокурова женщина и женское оказываются в сфере внимания только в надындивидуальной общности. Сформулировать уникальность формирования нового языка кинематографа помогают базовые термины интерпретативной антропологии и методы антропологического театра. Режиссеры школы Сокурова сознательно прибегают к исторической дистанции, выстраивая образ мира и образ женского («Антигона» (2015) О. Хамоков, «Софичка» (2016) К. Коваленко, «Дылда» (2019) К. Балагова), используют тело фрагментированное, расчлененное рамкой кадра и структурированное крупностью, часто подражая ранним фильмам руководителя мастерских («Одинокий голос человека» (1978), «Дни затмения» (1988). Экранизации дают возможность точнее определить проблему изменения женского образа, благодаря столкновению литературного текста, ставшего основой сценария, и визуальных образов, используемых режиссерами для воплощения женского в кадре. Современные сюжеты в фильмах режиссеров школы Сокурова обретают глубину отстранения и обобщения, благодаря использованию телесных техник взросления в актерских партитурах и через сакрализацию визуальных образов. Сакрализированная женская телесность становится основой мизансценических решений фильмов: «Теснота» (2017) К. Балагова, «Разжимая кулаки» (2021) К. Коваленко, работы студентов СПбГИКиТ мастерской Сокурова.