Образ змея/дракона в полемике платоников и аристотеликов середины XV века
Мария Владимировна Семиколенных
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт (онлайн)
2022-03-18
17:25 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён сравнению со змеем/драконом как риторической фигуре, к которой многократно прибегали участники спора между платониками и аристотеликами середины XV века, и различным интерпретациям этого образа, определявшимся контекстом полемики и целями, которые ставил перед собой каждый конкретный автор.
Георгий Трапезундский; Виссарион Никейский; Феодор Газа; Никколо Перотти; Домицио Кальдерини; спор платоников и аристотеликов
Георгий Трапезундский; Виссарион Никейский; Феодор Газа; Никколо Перотти; Домицио Кальдерини; спор платоников и аристотеликов
Тезисы
Змей или дракон и противостояние ему героя-змееборца — традиционный мифологический и литературный сюжет, нередко возникающий и в византийской литературе: агиографии (легенды о св. Георгии или Феодоре Тироне, св. Перпетуе, Марине Антиохийской), эпической поэзии (например, битва Дигениса Акрита с драконом), апокалипсисах («Слово на Пришествие Господне» Псевдо-Ефрема Сирина, «Откровение» Псевдо-Мефодия) и проч. Появляется этот мотив и в полемическом контексте, когда противник: раскольник, еретик, политический оппонент, — сравнивается с ядовитым или огнедышащим чудовищем.
Среди множества эсхатологических образов, к котором прибегает Георгий Трапезундский, характеризуя Платона и платоников в своём трактате Comparatio philosophorum Aristotelis et Platonis (1458), есть и этот: Георгий сравнивает платоновское учение со змеем, драконом и многоголовой Лернейской гидрой, которая губит своим ядовитым дыханием отдельных людей и целые народы. Выбор такого сравнения неслучаен: во-первых, Георгий проводит вполне очевидные параллели между триумфом платонизма (который он надеялся предотвратить) и триумфом Антихриста, часто представлявшегося в образе дракона или ассоциировавшегося со змеёй, а во-вторых, прозрачна ассоциация и со сладкоречивым змеем-соблазнителем, подтолкнувшим человека к грехопадению.
Противники Георгия Трапезундского: Виссарион Никейский, Феодор Газа, Никколо Перроти, Домицио Кальдерини, — последовательно игнорируют наиболее «злободневные» упрёки Георгия в адрес Платона и платоников (обвинение в том, что их учение привело к падению Византии под натиском турок и может привести к гибели весь христианский мир), настаивая на обсуждении сугубо академических вопросов (проблем перевода текстов Платона и интерпретации конкретных философских проблем), а также — попыток Георгия вступить в переговоры с турками. Однако к образу дракона, змея или химеры они тоже прибегают, применяя его уже к самому Георгию — борьба с его «змеиным языком» и «всё оскверняющим заразнейшим дыханием» превращается в их сочинениях и письмах в своего рода коллективное драконоборчество.
Доклад посвящён сравнению со змеем/драконом как риторической фигуре, к которой многократно прибегали участники спора между платониками и аристотеликами середины XV века, и различным интерпретациям этого образа, определявшимся контекстом полемики, жанровой природой сочинений и целями, которые ставил перед собой каждый конкретный автор.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 18-78-10051 «Византийский фактор в формировании русской логической традиции».