Языковая репрезентация взаимоотношений пионера и пионерской организации в советской детской периодике 1970-1980 годов
Наталья Юрьевна Видинеева
Докладчик
преподаватель
Пензенский государственный университет (Penza State University)
Пензенский государственный университет (Penza State University)
184
2022-03-23
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
детская периодика; "Пионер"; "Костер"; пионерия; СССР
Тезисы
Цель исследования – выявить и
описать характерные для советской детской периодики 1970-1980 годов языковые
способы актуализации отношений между ребенком-пионером и пионерской
организацией, а также дискурсивные особенности этих отношений.
Эмпирической базой исследования стали журналы «Пионер» (5 номеров) и «Костер» (5 номеров), выпущенные в период с 1970 по 1988 годы. Проведенное исследование позволило выяснить, что основными языковыми способами репрезентации отношений между пионерами и пионерской организацией являются лексические средства, а также средства синтаксиса:
1. средства, репрезентирующие вертикальные отношения «пионерская организация – пионер». Сюда входят:
- лексические средства, номинирующие центры пионерской жизни;
- лексические средства, номинирующие коллективную деятельность пионеров, организованную сверху;
- лексические средства, репрезентирующие пионера как звено в вертикальной иерархии.
Данная группа средств репрезентирует строгие вертикальные отношения внутри пионерской организации, в которой пионер является одним из звеньев. Над пионером всегда есть кто-то, наделенный большими полномочиями, организующий деятельность пионера.
2. средства, репрезентирующие горизонтальные отношения «пионер-пионер». Сюда входят все лексические средства, номинирующие отношения внутри коллектива пионеров. Установление внутренней иерархии демонстрирует, что школьники уже воспринимаются государством как взрослые личности, способные к самоорганизации и ответственному труду. Ребенок подобным образом примеряет на себя взрослые ролевые модели.
3. средства, репрезентирующие деятельность пионеров в рамках организации. Сюда входят глагольные предикаты, которые репрезентируют деятельность, конвенционально присущую коллективу взрослых, что позволяет школьникам примерить взрослые роли. Также эта группа средств включает побудительные предложения, адресованные пионерам. Государство в целом и пионерская организация в частности ждет от пионеров преданности и готовности включиться в государственные дела и процессы.
4. средства, репрезентирующие атрибуты отношений между пионером и пионерской организацией. Реально существующие и номинированные в периодике атрибуты призваны объединить между собой все звенья отношений, а также служат сигнальной системой «свой-чужой», в которой «свой» – обладающий теми же атрибутами пионер.
В заключении отметим, что выявленные нами средства репрезентируют строго регламентированный порядок отношений между пионером и пионерской организацией. Эти средства призваны продемонстрировать, что пионеры воспринимались государством как, с одной стороны, члены вертикальной государственной иерархии, а с другой стороны – как полноправные члены общества, способные к действиям и решениям, присущим взрослым.
Эмпирической базой исследования стали журналы «Пионер» (5 номеров) и «Костер» (5 номеров), выпущенные в период с 1970 по 1988 годы. Проведенное исследование позволило выяснить, что основными языковыми способами репрезентации отношений между пионерами и пионерской организацией являются лексические средства, а также средства синтаксиса:
1. средства, репрезентирующие вертикальные отношения «пионерская организация – пионер». Сюда входят:
- лексические средства, номинирующие центры пионерской жизни;
- лексические средства, номинирующие коллективную деятельность пионеров, организованную сверху;
- лексические средства, репрезентирующие пионера как звено в вертикальной иерархии.
Данная группа средств репрезентирует строгие вертикальные отношения внутри пионерской организации, в которой пионер является одним из звеньев. Над пионером всегда есть кто-то, наделенный большими полномочиями, организующий деятельность пионера.
2. средства, репрезентирующие горизонтальные отношения «пионер-пионер». Сюда входят все лексические средства, номинирующие отношения внутри коллектива пионеров. Установление внутренней иерархии демонстрирует, что школьники уже воспринимаются государством как взрослые личности, способные к самоорганизации и ответственному труду. Ребенок подобным образом примеряет на себя взрослые ролевые модели.
3. средства, репрезентирующие деятельность пионеров в рамках организации. Сюда входят глагольные предикаты, которые репрезентируют деятельность, конвенционально присущую коллективу взрослых, что позволяет школьникам примерить взрослые роли. Также эта группа средств включает побудительные предложения, адресованные пионерам. Государство в целом и пионерская организация в частности ждет от пионеров преданности и готовности включиться в государственные дела и процессы.
4. средства, репрезентирующие атрибуты отношений между пионером и пионерской организацией. Реально существующие и номинированные в периодике атрибуты призваны объединить между собой все звенья отношений, а также служат сигнальной системой «свой-чужой», в которой «свой» – обладающий теми же атрибутами пионер.
В заключении отметим, что выявленные нами средства репрезентируют строго регламентированный порядок отношений между пионером и пионерской организацией. Эти средства призваны продемонстрировать, что пионеры воспринимались государством как, с одной стороны, члены вертикальной государственной иерархии, а с другой стороны – как полноправные члены общества, способные к действиям и решениям, присущим взрослым.