"Contro tutto e contro tutti": прагматика протеста в манифестах итальянского футуризма
Ольга Викторовна Соколова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
онлайн (МСТимс)
2022-03-18
12:40 -
12:55
Ключевые слова, аннотация
лингвопрагматика, семантика
противительности, экзерситив, авангардный поэтический дискурс
В докладе будут рассмотрены особенности речевого акта возражения (экзерситива) в таком «протестном» типе дискурса как поэтический авангард. Будут выявлены различные способы отклонения от стандартного употребления единицы “contro”, что связано с установкой на усиление иллокутивного эффекта и повышение перформативного потенциала сообщения. Частотное употребление “contro”, повышение экспрессивности и расширение прагматических функций позволяет обозначить эту единицу как «лозунгообразующую».
В докладе будут рассмотрены особенности речевого акта возражения (экзерситива) в таком «протестном» типе дискурса как поэтический авангард. Будут выявлены различные способы отклонения от стандартного употребления единицы “contro”, что связано с установкой на усиление иллокутивного эффекта и повышение перформативного потенциала сообщения. Частотное употребление “contro”, повышение экспрессивности и расширение прагматических функций позволяет обозначить эту единицу как «лозунгообразующую».
Тезисы
В докладе будут
рассмотрены особенности речевого акта возражения (экзерситива), который выражает
протест. Функционирование экзерситивов варьируется в зависимости от типа
дискурса. Исторически, протест как жанр восходит к традиции античного
ораторского искусства и судебного права, однако в ХХ веке он также становится одной
из основных форм выражения новой эстетической программы, которую формирует
поэтический (художественный) авангард. Выражение протеста и критическое
отношение к доминирующему дискурсу становятся одним из оснований взаимодействия
авангардного поэтического и политического дискурсов.
В настоящем докладе мы обратимся к анализу манифестов итальянских футуристов 1910-20-х годов, для которых протест – языковой, эстетический и политический – являлся одной из доминант эстетической концепции. Выбор материала обусловлен тем, что именно эстетические манифесты становятся концептуальной площадкой, на которой происходит сочетание эстетико-теоретической рефлексии и языкового эксперимента. В дальнейшем идея противостояния языковым и культурным нормам была развита в манифестах других европейских авангардных движений, а также итальянского неоавангарда 1960–70-х гг. («Linguaggio e opposizione» (1961) Н. Балестрини, «Ideologia e linguaggio» (1965) Э. Сангвинети и др.).
Среди маркеров выражения противительной семантики можно выделить следующие грамматические и лексико-грамматические средства: но, да в значении но, однако, впрочем, анти-, против, напротив, вопреки, наперекор; ma, anti-, contro, abbasso, <vade> via и др. Мы рассмотрим грамматические и прагма-семантические особенности употребления единицы contro как одного из наиболее частотных маркеров противительности в манифестах итальянского футуризма.
Семантика противительности включает идею оппозиции, субъективного противопоставления «Я» – «не-Я», которая дополняется экспрессивно-оценочными компонентами отрицания, протеста, возмущения или несогласия. Двухкомпонентная структура противительной конструкции строится по принципу контраста, когда противительная единица участвует в выражении противостояния субъекта по отношению к объекту.
В докладе будут выявлены различные способы отклонения от стандартного употребления, направленные на повышение иллокутивного эффекта и перформативного потенциала сообщения, например, графическое выделение, повтор, асимметрия противительной конструкции, которая создается за счет расширения количества объектов противопоставления или, напротив, форм «бессубъектного» и «безобъектного протеста».
В настоящем докладе мы обратимся к анализу манифестов итальянских футуристов 1910-20-х годов, для которых протест – языковой, эстетический и политический – являлся одной из доминант эстетической концепции. Выбор материала обусловлен тем, что именно эстетические манифесты становятся концептуальной площадкой, на которой происходит сочетание эстетико-теоретической рефлексии и языкового эксперимента. В дальнейшем идея противостояния языковым и культурным нормам была развита в манифестах других европейских авангардных движений, а также итальянского неоавангарда 1960–70-х гг. («Linguaggio e opposizione» (1961) Н. Балестрини, «Ideologia e linguaggio» (1965) Э. Сангвинети и др.).
Среди маркеров выражения противительной семантики можно выделить следующие грамматические и лексико-грамматические средства: но, да в значении но, однако, впрочем, анти-, против, напротив, вопреки, наперекор; ma, anti-, contro, abbasso, <vade> via и др. Мы рассмотрим грамматические и прагма-семантические особенности употребления единицы contro как одного из наиболее частотных маркеров противительности в манифестах итальянского футуризма.
Семантика противительности включает идею оппозиции, субъективного противопоставления «Я» – «не-Я», которая дополняется экспрессивно-оценочными компонентами отрицания, протеста, возмущения или несогласия. Двухкомпонентная структура противительной конструкции строится по принципу контраста, когда противительная единица участвует в выражении противостояния субъекта по отношению к объекту.
В докладе будут выявлены различные способы отклонения от стандартного употребления, направленные на повышение иллокутивного эффекта и перформативного потенциала сообщения, например, графическое выделение, повтор, асимметрия противительной конструкции, которая создается за счет расширения количества объектов противопоставления или, напротив, форм «бессубъектного» и «безобъектного протеста».