Образная репрезентация движения по вертикальной оси (на материале английских фразеологических единиц с глаголами движения)
Диана Юрьевна Шидловская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-15
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности фразеологической репрезентации движения в вертикальной проекции мира, представленной бинарной оппозицией «вверх—вниз». Исследование проводится на материале английских фразеологических единиц с глаголами движения. На основе анализа семантики данных единиц выявляется роль и ценностная значимость вертикального движения в формировании представлений британской языковой личности об окружающей действительности.
Ключевые слова: фразеологическая единица, семантика, движение, бинарная оппозиция, картина мира.
Ключевые слова: фразеологическая единица, семантика, движение, бинарная оппозиция, картина мира.
Тезисы
В настоящем докладе предлагаются наблюдения над семантикой фразеологических единиц (далее ФЕ), в основе которых лежат образы движения вверх и вниз. Способность ФЕ накапливать чувственно-интеллектуальный и многолетний культурно-исторический опыт делает их значимым источником пополнения знаний о человеке, что в свете антропоцентрической парадигмы представляется актуальным.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей языковой концептуализации перемещения по вертикали и определении роли архетипической пространственной оппозиции «вверх—вниз» в формировании наивной картины мира. Материалом для исследования послужили кинестетические ФЕ, компоненты которых актуализируют семантику верха (fly, rise, raise, climb, move/go up и т. д.) и низа (fall, sink, go down и т. д.).
Анализ фразеологической репрезентации движения по вертикали показывает расширение семантики концептов ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ/MOTION UP и ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ/MOTIONDOWN от религиозно-мистических до социальных, нравственных и эмоционально-духовных переживаний. В ходе исследования было выявлено, что рассматриваемые ФЕ обозначают различные аспекты жизни человека, наиболее репрезентативными из которых являются трудовая деятельность, межличностные отношения, эмоциональные состояния, поведенческие паттерны и особенности физиологии. Кроме этого, кинестетические ФЕ способны описывать свойства предметов и явлений, давать характеристику различным жизненным ситуациям.
В аксиологическом отношении наблюдается разрушение абсолютной ценностной значимости пространства верха и низа, которые в архаичном сознании наделялись исключительно положительной и отрицательной оценкой соответственно. Несмотря на то, что в семантике некоторых ФЕ (come up in the world; climb a social ladder; lift someone’s spirits; raise a smile; sink so low; someone’s heart sinks и др.) за верхом и низом сохраняются архаичные оценочные стереотипы, данные категории также способны изменять аксиологический вектор с положительного на отрицательный и наоборот (см. например, climb/get on one’s high horse; come down/ off one’s high horse; raise someone’s hopes; go down a bomb и т. д.). Это объясняется тем, что ценностная значимость верха и низа определяется оценочной характеристикой тех стереотипных ситуаций, телесных ощущений, элементов ситуации движения и т. д., в конструировании которых рассматриваемые пространственные оппозиции принимают непосредственное участие.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что концепты движения по вертикали представляют собой сложные, многомерные образования, структура которых усложняется по мере развития человеческой культуры и приобретения вертикальной осью черт полисмыслового пространства.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей языковой концептуализации перемещения по вертикали и определении роли архетипической пространственной оппозиции «вверх—вниз» в формировании наивной картины мира. Материалом для исследования послужили кинестетические ФЕ, компоненты которых актуализируют семантику верха (fly, rise, raise, climb, move/go up и т. д.) и низа (fall, sink, go down и т. д.).
Анализ фразеологической репрезентации движения по вертикали показывает расширение семантики концептов ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ/MOTION UP и ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ/MOTIONDOWN от религиозно-мистических до социальных, нравственных и эмоционально-духовных переживаний. В ходе исследования было выявлено, что рассматриваемые ФЕ обозначают различные аспекты жизни человека, наиболее репрезентативными из которых являются трудовая деятельность, межличностные отношения, эмоциональные состояния, поведенческие паттерны и особенности физиологии. Кроме этого, кинестетические ФЕ способны описывать свойства предметов и явлений, давать характеристику различным жизненным ситуациям.
В аксиологическом отношении наблюдается разрушение абсолютной ценностной значимости пространства верха и низа, которые в архаичном сознании наделялись исключительно положительной и отрицательной оценкой соответственно. Несмотря на то, что в семантике некоторых ФЕ (come up in the world; climb a social ladder; lift someone’s spirits; raise a smile; sink so low; someone’s heart sinks и др.) за верхом и низом сохраняются архаичные оценочные стереотипы, данные категории также способны изменять аксиологический вектор с положительного на отрицательный и наоборот (см. например, climb/get on one’s high horse; come down/ off one’s high horse; raise someone’s hopes; go down a bomb и т. д.). Это объясняется тем, что ценностная значимость верха и низа определяется оценочной характеристикой тех стереотипных ситуаций, телесных ощущений, элементов ситуации движения и т. д., в конструировании которых рассматриваемые пространственные оппозиции принимают непосредственное участие.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что концепты движения по вертикали представляют собой сложные, многомерные образования, структура которых усложняется по мере развития человеческой культуры и приобретения вертикальной осью черт полисмыслового пространства.