50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Эпистемические эгоцентрики как функциональная общность

Анастасия Викторовна Уржа
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

онлайн
2022-03-18
16:40 - 17:05

Ключевые слова, аннотация

эгоцентрики; эпистемическая семантика; неопределенность; неожиданность; идентификация; субъективизация; перспектива

Тезисы

Обращаясь к разнородному репертуару русских эгоцентриков – «слов, грамматических категорий, синтаксических конструкций, семантика которых подразумевает, в качестве одного из участников описываемой ситуации, говорящего» (по Е.В.Падучевой), исследователи традиционно фокусируют внимание на смысловой близости некоторых из них и выделяют подгруппы дейктиков, показателей эвиденциальности, элементов со значением оценки и т.д. Однако перспективным представляется и другой подход, позволяющий усмотреть функциональное родство между эгоцентрическими элементами с различной семантикой, создающими в повествовании сходный эффект и нередко образующими в нем своеобразные «функциональные связки». Обширную группу средств, обладающих общностью такого рода, составляют эгоцентрики, использование которых сопряжено с отсылкой к знанию или не-знанию информации, а также к переходу от незнания к знанию. Указывая на ограничение точки зрения модусного субъекта текста, такие средства усиливают интригу повествования, формируют саспенс. Выделенная группа получает название эпистемических эгоцентриков и включает показатели персуазивности и авторизации, средства выражения неопределенности и неожиданности, конструкции, постулирующие сходство и подобие, а также идентификацию. Общий прагматический эффект использования средств этой группы заключается в приобщении адресата (читателя) к ограниченной точке зрения фокального субъекта. В повествовании эпистемические эгоцентрики могут функционировать как аукториальные или персонажные. Первые открывают для читателя доступ к позиции повествователя – его знанию, сомнениям, гипотезам. Нередко именно таким образом в тексте создается образ нарратора как живого собеседника, которому не чужда ограниченность знания (порой иронически подчеркнутая или использованная в игровых целях). Эгоцентрики второго типа (персонажные) в перволичном повествовании конструируют образ говорящего, а в третьеличном – приобретают иную функцию: они способствуют субъективизации нарратива, то есть приближению позиции повествователя к точке зрения того или иного персонажа, распространению внутренней фокализации В подобных контекстах аккумуляция и взаимодействие эпистемических эгоцентриков несут особую художественную нагрузку. Анализ русскоязычных нарративов позволяет увидеть функциональные связи разных типов эпистемических эгоцентриков, активно участвующих в конструировании перспективы текста.