Эпистемические эгоцентрики как функциональная общность
Анастасия Викторовна Уржа
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
онлайн
2022-03-18
16:40 -
17:05
Ключевые слова, аннотация
эгоцентрики; эпистемическая семантика;
неопределенность; неожиданность; идентификация; субъективизация; перспектива
Тезисы
Обращаясь к разнородному репертуару русских
эгоцентриков – «слов, грамматических
категорий, синтаксических конструкций, семантика которых подразумевает, в
качестве одного из участников описываемой ситуации, говорящего»
(по Е.В.Падучевой), исследователи традиционно фокусируют внимание на
смысловой близости некоторых из них и выделяют подгруппы дейктиков, показателей
эвиденциальности, элементов со значением оценки и т.д. Однако перспективным
представляется и другой подход, позволяющий усмотреть функциональное родство
между эгоцентрическими элементами с различной семантикой, создающими в
повествовании сходный эффект и нередко образующими в нем своеобразные
«функциональные связки». Обширную группу средств, обладающих общностью такого
рода, составляют эгоцентрики, использование которых сопряжено с отсылкой к
знанию или не-знанию информации, а также к переходу от незнания к знанию.
Указывая на ограничение точки зрения модусного субъекта текста, такие средства
усиливают интригу повествования, формируют саспенс. Выделенная группа получает
название эпистемических эгоцентриков и включает показатели персуазивности и
авторизации, средства выражения неопределенности и неожиданности, конструкции,
постулирующие сходство и подобие, а также идентификацию. Общий прагматический
эффект использования средств этой группы заключается в приобщении адресата
(читателя) к ограниченной точке зрения фокального субъекта. В повествовании
эпистемические эгоцентрики могут функционировать как аукториальные или
персонажные. Первые открывают для читателя доступ к позиции повествователя –
его знанию, сомнениям, гипотезам. Нередко именно таким образом в тексте
создается образ нарратора как живого собеседника, которому не чужда
ограниченность знания (порой иронически подчеркнутая или использованная в
игровых целях). Эгоцентрики второго типа (персонажные) в перволичном
повествовании конструируют образ говорящего, а в третьеличном – приобретают
иную функцию: они способствуют субъективизации нарратива, то есть приближению
позиции повествователя к точке зрения того или иного персонажа, распространению
внутренней фокализации В подобных контекстах аккумуляция и взаимодействие
эпистемических эгоцентриков несут особую художественную нагрузку. Анализ русскоязычных
нарративов позволяет увидеть функциональные связи разных типов эпистемических
эгоцентриков, активно участвующих в конструировании перспективы текста.