Единицы и стратегии порождения устной и клавиатурно-опосредованной письменной речи в идиолекте: к постановке проблемы
Татьяна Александровна Литвинова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Воронежский государственный педагогический университет
Воронежский государственный педагогический университет
онлайн
2022-03-21
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
идиолект; порождение речи; корпус текстов; единицы текстопорождения; идиолектология
Тезисы
Стремительное развитие технических средств коммуникации привело к тому, что основной формой реализации идиолектов большинства носителей современного русского языка является, наряду с устной диалогической, клавиатурно-опосредованная письменная диалогическая речь. Однако сопоставительных исследований особенностей названных форм речи в идиолекте одного человека до сих пор не проводилось, как и процессов речепорождения. В частности, вопрос о сущности минимальной единицы порождения клавиатурно-опосредованного текста на русском языке ранее не ставился, в то время как имеются в наличии программные средства, которые позволяют исследовать процесс порождения клавиатурного текста в режиме онлайн (Загоровская, Литвинова 2021). Проблема минимальной единицы порождения устного текста на русском языке, хотя и активно исследуется учеными, далека от того, чтобы считаться решенной (Богданова 2007).
В докладе впервые ставится проблема сопоставительного изучения указанных форм реализации идиолекта носителя современного русского языка в аспекте выделения единиц и стратегий речепорождения на основе специально созданного корпуса текстов Multifactor_Controlled, входящего в базу данных RusIdiolect (Litvinova 2021). Названный корпус содержит образцы устных и письменных (клавиатурно-опосредованных) диалогических и монологических текстов 22 респондентов (не менее 11 текстов каждого автора), а также видеозаписи процесса порождения текста. Устные тексты были затранскрибированы, и выделены элементарные дискурсивные единицы. Видеозаписи процесса порождения клавиатурно-опосредованных текстов были размечены, и получены данные о длительности тех или иных событий текстопорождения (длительность набора слов, знаков препинания, межсловных и внутрисловных пауз, коррекций и т.д.). Подобная разметка, а также наличие в корпусе образцов разных форм речи одного автора позволят рассмотреть проблему порождения текста в новом – идиолектном – аспекте, выделить, классифицировать и сопоставить единицы и стратегии порождения текста в разных формах – устной и письменной, установить универсальное, формо- и идиолектно-специфичное.
Корпус создан при поддержке гранта РНФ № 18-78-10081 в Воронежском государственном педагогическом университете.
Литература
Богданова Н. В. Метапонятия языка и речи (к вопросу о поиске единиц описания живой речи) // Инновации в исследованиях русского языка, литературы и культуры. Пловдив, 2007. Загоровская О. В., Литвинова Т. А. Клавиатурно-речевое поведение носителя русского языка как объект экспериментальной идиолектной психолингвистики: к становлению нового научного направления // Методология современного языкознания – 3: сб. ст. М., 2021. С. 72–81. Litvinova T. RusIdiolect: A New Resource for Authorship Studies // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol 186. P. 14-23