Смоковница (Ficus carica) в языках и алиментарной культуре народов Западных Балкан
Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Марина Валентиновна Домосилецкая
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
Греческий институт (онлайн)
2022-03-17
18:15 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
смоковница; балканские языки; албанцы; греки; хорваты; алиментарная культура
В докладе анализируется роль смоковницы в
различных сферах культуры албанцев, хорватов, греков и др. народов Балканского
полуострова, использование ее плодов как пищевого продукта, сырья для
производства алкогольных напитков и лекарственного средства. До XIX в. для людей оставалось загадкой опыление
растения,
что привело к сложению фиксируемых и сегодня многочисленных мифологем,
устойчиво связанных со смоковницей. Особое внимание уделяется номинациям растения и его плодов в языках народов региона.
Тезисы
В докладе анализируются номинации смоковницы в языках народов Западных Балкан, а также роль растения и его плодов в различных сферах культуры. До XIX
в.
для людей оставалось загадкой опыление растения (не смог раскрыть сложную
головоломку природы и «отец ботаники», а заодно и создатель современной
классификации видов живой природы Карл Линней), что привело к сложению
фиксируемых и сегодня многочисленных мифологем.
Дерево играет значимую роль в духовной культуре.
Так, в народных верованиях
балканцев до настоящего времени сохраняются устойчивые представления о духах
природы, а также фиксируются факты наделения растений магической силой. Последняя
проявляется прежде всего в системе обережной обрядности. Например, сербы верили, что при непогоде, в
особенности при грозе нужно зажечь веточку смоковницы, освященной на Белую
субботу (первая суббота после Троицы), и крестить ею надвигающуюся тучу.
Несколько
противоречив образ смоковницы в греческом фольклоре. Наряду с почитанием ее как
дерева, обладающего продуцирующей силой, зачастую ее
считают и “проклятым деревом”. Полагают, что в этом дереве живет черт, поэтому
нельзя спать под его тенью. У албанцев,
хорватов, греков и др. народов фиксируется прежде всего использование плодов
смоковницы как пищевого продукта, сырья для производства алкогольных напитков и
лекарственного средства. У
мусульман региона плоды смоковницы прочно ассоциируются с праздничным столом.
Так, вяленый инжир является непременной составляющей застолий, устраиваемых по
случаю Рамазан- и Курбан-байрама, а также считается “правильной” и желанной
пищей во время ифтара – разговений во время религиозного поста в священный
месяц Рамазан/Рамадан.
В народном исламе смоковница и ее плоды воспринимаются как дар,
ниспосланный Аллахом людям – об этом говорят наши материалы, записанные у турок
Охрида, Скопье (Северная Македония), бошняков Мостара (Босния и Герцеговина),
турок и албанцев Призрена. Под влиянием ориентальной культуры во время
османского владычества на Балканах в кухни местных народов, наряду с множеством
других блюд, пришел пекмез/пекмес
(алб. pekméz, -i, pekmés, -i, болг. петмез,
сербохорв. pekmez < тур. pekmez < перс. bekmaz) – сильно уваренный
сироп из всевозможных ягод и плодов. Наиболее
распространенными видами сладкого продукта являются пекмез из винограда и смоквы. При этом последний в наши дни в
Албании готовят чаще, чем
виноградный. Маргинальное использование смоквы: из высушенных плодов плохого
качества делают напиток наподобие цикория, его пьют в качестве тонизирующего напитка в случаях
врачебных запретов на употребление кофе. Плоды в такой ситуации
считаются полезными при целом списке заболеваний
дыхательных путей, системы пищеварения, сердца, кровеносной системы и др. Смоква используется в производстве ракии.