Паиш Лоурейру: поэтика Амазонии в истории бразильской литературы.
Андрей Павлович Жуков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Рафаэль Бэсса, Феррейра
Докладчик
профессор
Государственный университета в Пара, Белен (Бразилия)
Государственный университета в Пара, Белен (Бразилия)
190, MsTeams
2022-03-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Амазония, бразильская литература, поэтика, Жуау
де Жезуш Паиш Лоурейру.
Тезисы
В докладе рассматривается
творчество современного бразильского поэта, профессора и эссеиста Жуау де
Жезуша Паиша Лоурейру (род. 23 июня 1939). Предпринимается попытка
анализа его поэтики в общем контексте развития бразильской литературы последних
десятилетий, это позволяет говорить о том, что в его произведениях создается
особая поэтическую реальность Амазонии, в которую вовлечена как стихия
становящегося португальского языка, так и культура повседневности, мифы,
верования и предания Амазонии. Про этом его поэтика, хотя и вписывается в общую
картину развития бразильской литературы, обладает рядом уникальных параметров.
В истории бразильской литературы Паиш Лоурейру выделяется тем, что намечает новые пути осмысления природы Амазонии. Он не прибегает к использованию устоявшихся стереотипов, которые давно сложились в литературной традиции и культивируются другими писателями (связаны они в первую очередь с описаниями природы, обычаев и верований жителей этого региона, а также особенностей их языка). Напротив, для Паиша Лоурейру поэзия - это, прежде всего, изменение представления о реальности, благодаря чему он поэтизирует мир Амазонии. Исходя из этого, цель данного исследования - проанализировать поэтику земли Амазонии, в описаниях Паиша Лоурейру в рамках концепций литературной эстетики Амазонки, представленной в его творческом наследии, куда входят, кроме поэтических, также и его публицистические эссе и различные высказывания. Поэзия Паиша Лоурейру связана с контекстом Амазонии, при этом поэзия вступает в диалог с мифами, верованиями и местными преданиями этого региона. Своим стилем автор стремится выразить дифференцированные отношения с португальским языком, используя неологизмы, которые отмечают географическое и культурное положение, стремясь постигнуть язык в процессе его становления, уловить путь обновления Слова, связанного при этом с повседневной жизнью, и использующего многоуровневую структуру смыслов для раскрытия того, что автор называет в целом «мир Амазонии». В исследование также рассматривается концепция «языка реки», которая, как указывает сам автор, раскрывает смысл поэтического произведения через «очарование языка». Также затрагиваются проблемы Амазонии в связи с вопросами модернизации и финансовой эксплуатации северной Бразилии.
В истории бразильской литературы Паиш Лоурейру выделяется тем, что намечает новые пути осмысления природы Амазонии. Он не прибегает к использованию устоявшихся стереотипов, которые давно сложились в литературной традиции и культивируются другими писателями (связаны они в первую очередь с описаниями природы, обычаев и верований жителей этого региона, а также особенностей их языка). Напротив, для Паиша Лоурейру поэзия - это, прежде всего, изменение представления о реальности, благодаря чему он поэтизирует мир Амазонии. Исходя из этого, цель данного исследования - проанализировать поэтику земли Амазонии, в описаниях Паиша Лоурейру в рамках концепций литературной эстетики Амазонки, представленной в его творческом наследии, куда входят, кроме поэтических, также и его публицистические эссе и различные высказывания. Поэзия Паиша Лоурейру связана с контекстом Амазонии, при этом поэзия вступает в диалог с мифами, верованиями и местными преданиями этого региона. Своим стилем автор стремится выразить дифференцированные отношения с португальским языком, используя неологизмы, которые отмечают географическое и культурное положение, стремясь постигнуть язык в процессе его становления, уловить путь обновления Слова, связанного при этом с повседневной жизнью, и использующего многоуровневую структуру смыслов для раскрытия того, что автор называет в целом «мир Амазонии». В исследование также рассматривается концепция «языка реки», которая, как указывает сам автор, раскрывает смысл поэтического произведения через «очарование языка». Также затрагиваются проблемы Амазонии в связи с вопросами модернизации и финансовой эксплуатации северной Бразилии.