Кинофестиваль: между мечтой и реальностью. О практике программирования.
Нина Александровна Кочеляева
Докладчик
заведующий отделом
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
кинофестиваль, международный, российский, фильм, фестивальное движение
Тезисы
В докладе будет рассмотрен опыт формирования фестивальных программ разного уровня (международного и российского), в контексте которого будут определены подходы к программированию, рассмотрен опыт взаимодействия с создателями фильмов из разных стран, а также представлена разница между ожиданиями и реальностью.
Фестивальное движение — одно из важнейших направлений кинопроцесса. Первые кинофестивали возникли в периоды политических диктатур в 1930-е гг. Старейшие кинофестивали мира — Венецианский международный кинофестиваль, 1932, и Московский международный кинофестиваль, 1935. Но в активную и регулярную фазу развития кинофестивали вошли уже после окончания Второй мировой войны, когда были основаны крупнейшие киносмотры мира: Международный Каннский кинофестиваль, 1946 (хотя и был задуман в 1939 г.), Берлинале, 1951, Международный кинофестиваль Индии (IFFI), 1952 г. и другие.
Классификация фестивалей включает в себя фестивали, аккредитованные Международной ассоциацией продюсеров (FIAPF), конкурсные (так называемые фестивали класса «А», 15 кинофестивалей), конкурсные специа-лизированные (например, фестивали дебютных картин или региональной кинопродукции, 26 кинофестивалей), неконкурсные (2 кинофестиваля), фестивали документального и короткометражного кино (6 кинофестивалей). Есть также кинофестивали, которые не имеют аккредитации FIAPF. Их большинство, и среди них, например, престижнейший северо-американский смотр — международный кинофестиваль Сандэнс (Sundance Film Festival).
Сегодня фестивальное движение является своеобразной точкой пересечения различных кинематографических школ и традиций, которая позволяет вычленить, с одной стороны, наиболее художественно и эстетически яркие произведения, с другой, — выявить новейшие тенденции в современном кино, которые будут на протяжении следующих нескольких лет определять ключевые тренды его развития.
Особая роль в фестивальном движении отводится кураторам программ, так как именно от фигуры куратора зависит успех программы кинофестиваля и дальнейшее «шествие» по планете каждого фильма, включенного в программу и тем более отмеченного наградами. В докладе будет представлен опыт куратора программ кинофестивалей разного уровня, российских и международных, который позволит рассмотреть специфику различных кинофестивалей, особенности их программирования, а также проследить пути сближения/расхождения между мечтой и реальностью в формировании программы отдельно взятого кинофестиваля.