50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Рецепция легенды во французской культуре XIX века

Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)

190 ZOOM
2022-03-23
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

жанр; легенда; французская словесность; литературная рецепция

Тезисы

В начале XIX века в европейской культуре наблюдается всплеск интереса к жанру легенды, фольклорной и религиозной, что приводит к формированию легенды как литературного жанра. Во французской культуре восприятие понятия легенды имеет ряд особенностей. Легенде во Франции XIX века не придается того прикладного значения, какое она имела в Германии: биографии святых рассматриваются не столько как религиозный инструмент, сколько как эстетический феномен, как памятники культуры, (А. Сарду, Т.-Э. Вильмарке), нуждающиеся в сохранении и передаче потомкам. В качестве фольклорного текста местные легенды не играют столь существенной роли во французской словесности XIX века, как, например, в британской культуре. Однако исследования корпусов средневековых текстов, собирательно называемых легендой, занимают важное место в филологической науке, в частности, в компаративистике (Э.-Л. Бурнуф, Л. Моланд, Г. Парис). Легенде отводится значимая роль в истории литературы: она воспринимается как переходный этап от церковной литературы к литературе на национальном языке. Наконец, легенда проникает в историографию и является важным дополнением официальной истории или ее альтернативной версией, обращаясь к мотивам поступков исторических деятелей (Ф. Гоннард, Ф. Манде). На рецепцию легенды оказало серьезное влияние творчество Виктора Гюго, для которого легенда и в ранний, и в поздний период была значимым явлением (книга «Рейн», поэтический цикл «Легенда веков»). Кроме того, сыграли свою роль распространение во французской культуре натурализма и позитивизма: легенда становится своеобразным ответом на прозу жизни. В целом во французской культуре легенда занимает важное место в эстетической оппозиции поэзия – проза. Она является тем понятием, которое собирательно обозначает разножанровые произведения фольклора и литературы, не подчиняющиеся законам логики, рассудочности, а наоборот, рассматриваемые как высшее проявление народной фантазии. Это понимание в сочетании с христианской традицией словоупотребления обусловливает особенности формирования легенды как жанра литературы XIX века. Дань легенде отдают многие мастера слова: Ш. Нодье, Ж. Санд, А. Франс, А. Доде, Г.  Мопассан, но легенда становится не центральным жанром, а своего рода побочной линией в истории литературы. Используя горизонт читательских ожиданий, вызываемых словом légende, авторы апеллируют к освященной традицией истине и обновляют ее.