Рецепция легенды во французской культуре XIX века
Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
190 ZOOM
2022-03-23
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
жанр; легенда; французская словесность; литературная рецепция
Тезисы
В начале XIX века
в европейской культуре наблюдается всплеск интереса к жанру легенды,
фольклорной и религиозной, что приводит к формированию легенды как
литературного жанра. Во французской культуре восприятие понятия легенды имеет ряд
особенностей. Легенде во Франции XIX века не придается того прикладного значения, какое она
имела в Германии: биографии святых рассматриваются не столько как религиозный
инструмент, сколько как эстетический феномен, как памятники культуры, (А. Сарду,
Т.-Э. Вильмарке), нуждающиеся в сохранении и передаче потомкам. В качестве
фольклорного текста местные легенды не играют столь существенной роли во
французской словесности XIX века,
как, например, в британской культуре. Однако исследования корпусов
средневековых текстов, собирательно называемых легендой, занимают важное место в
филологической науке, в частности, в компаративистике (Э.-Л. Бурнуф, Л. Моланд,
Г. Парис). Легенде отводится значимая роль в истории литературы: она
воспринимается как переходный этап от церковной литературы к литературе на
национальном языке. Наконец, легенда проникает в историографию и является
важным дополнением официальной истории или ее альтернативной версией, обращаясь
к мотивам поступков исторических деятелей (Ф. Гоннард, Ф. Манде). На
рецепцию легенды оказало серьезное влияние творчество Виктора Гюго, для
которого легенда и в ранний, и в поздний период была значимым явлением (книга
«Рейн», поэтический цикл «Легенда веков»). Кроме того, сыграли свою роль распространение
во французской культуре натурализма и позитивизма: легенда становится
своеобразным ответом на прозу жизни. В целом во французской культуре легенда занимает важное место в эстетической оппозиции
поэзия – проза. Она является тем понятием, которое собирательно обозначает
разножанровые произведения фольклора и литературы, не подчиняющиеся законам
логики, рассудочности, а наоборот, рассматриваемые как высшее проявление
народной фантазии. Это понимание в сочетании с христианской традицией
словоупотребления обусловливает особенности формирования легенды как жанра
литературы XIX века. Дань легенде отдают многие мастера слова:
Ш. Нодье, Ж. Санд, А. Франс, А. Доде, Г. Мопассан, но
легенда становится не центральным жанром, а своего рода побочной линией в
истории литературы. Используя горизонт читательских ожиданий, вызываемых словом
légende,
авторы апеллируют к освященной традицией истине и обновляют ее.