Футуроориентированность советского плаката глазами зарубежных исследователей
Ольга Витальевна Емельянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-15
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
плакат; модель будущего; футуроориентированность; утопичность; семантические оппозиции
Тезисы
Советский политический
плакат не раз становился объектом изучения англоязычных искусствоведов и
культурологов, и этот «взгляд со стороны» позволяет расширить наши
представления о проблеме, особенно когда речь идет о таких характерных чертах
плакатного дискурса как футуроориентированность и тесно связанная с ней утопичность.
Интересно проследить, как в работах В. Боннелл (Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin 1997) и Г. Кэлхун (Saints Into Soviets: Russian Orthodox Symbolism and Soviet Political Posters 2014)
последовательно выстраивается целый ряд бинарных и тринарных семантических оппозиций.
Так, вопрос о прямой и обратной перспективах у Кэлхун выходит далеко за рамки
чисто живописных техник и приемов. Противопоставление частного и общего, детали
и целого, в конечном счете индивидуализма и коллективизма/соборности, присущих
западноевропейскому и русскому православному обществу соответственно,
приобретает принципиальное значение. Расхождение/несоответствие/разрыв между
реальностью и идеалом – членами важнейшей в контексте обсуждаемой проблемы
бинарной оппозиции (radiant
ideal vs sober reality, lived vs idealized Soviet life, lived vs idealized experience) также получает разнообразную
языковую репрезентацию (inconsistences,
incongruities,
contradictions,
incompatibility).
Сложные отношения существуют между членами тринарной временнóй оппозиции –
прошлым – настоящим – будущим, причем главный акцент делается на теснейшей
связи между вторым и третьим элементами, вплоть до их полной неразличимости. Авторы использует такие выражения как the future in the guise of the present, an image of the
present-future в попытке объяснить то, что они называют the future orientation of many soviet
posters. Драматический разрыв между реальным настоящим и идеальным будущим свидетельствует о том, что картина мира, создаваемая плакатами, воспроизводила далеко не реалистичную, а в значительной степени утопическую модель будущего, о чем говорят такие выражения как utopia, illusion, imagined future, wishful thinking, utopian
change, utopian visions, miraculous utopian transformation/transfiguration,
utopianism and miracles, и мн. др. Исследования Боннелл и Кэлхун
подтверждают, что плакат- это фикция, мир-мечта, необходимый для того, чтобы
генерировать миф об идеальном обществе и идеальном государстве. Авторы
описывают, комментируют, интерпретируют миф о «светлом будущем», предлагая свое
вѝдение плакатного пространства, основанное на тщательном многоплановом анализе,
одним из главных аспектов которого является футуроориентированность советских
плакатов и утопичность воплощенных в них идей, представлений и образов. (
Исследование
выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №
20-012-00276)