Построение эффективной модели обучения РКИ тюркоязычных студентов
Елена Назимовна Бадалова
Докладчик
доцент
ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет"
ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет"
25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
15:00 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
РКИ; методика; обучение; модель обучения; подходы в обучении; методы обучения РКИ
Тезисы
Для создания эффективной модели обучения необходимо, во-первых, учитывать
ряд факторов: текущий этап подготовки, индивидуальные особенности личности
студента, национальный контингент группы обучающихся, особенности родного языка;
во-вторых, выбирать методы и подходы в зависимости от желаемого результата;
в-третьих, составить комбинацию методов для достижения цели и получения
студентами языковых умений и навыков. В современной методической теории существует большое разнообразие методов
и приёмов, составляющих психолого-педагогическую основу организации учебного
процесса. Преподаватель в процессе оптимального выбора наиболее подходящих из
них руководствуется рядом критериев. Дисциплина «Русский язык как иностранный»
в высшей школе включает разные виды деятельности на занятиях, а также большой
объём упражнений, выполнение которых направлено на глубокое освоение материала
как грамматического, так и текстового. Самое важное, что необходимо отметить,
это ключевая роль выбора методов и подходов, ориентированных на конкретную
группу обучающихся. Не менее важна и этническая составляющая. В процессе
обучения туркменских студентов в нашем вузе мы учитываем особенности родного
языка. Туркменский язык относится к тюркской языковой
семье, соответственно является агглютинативным, в котором «структура слова
прозрачна, так как границы морфем отчётливы; на стыках морфем, как правило, не
возникает значительных звуковых изменений, а возникающие связаны с явлением так
называемого стяжения и носят единичный характер» [Успенский Б. А., "Структурная
типология языков"]. Не менее важна и типичная
для тюркских языков фонетическая система со свойственным ей противопоставлением
переднеязычных согласных заднеязычным, а также особая типология слогов,
обуславливающую относительную простоту дистрибутивных отношений фонем. Это
необходимо учитывать на всех этапах занятий: начальном (сразу по завершении
вводно-фонетического курса), основном и продвинутом. В процессе восприятия и
продуцирования речи грамматика играет важнейшую роль – она организует речь. Принцип поэтапно-концентрической организации
занятий. В данной системе занятий выделяются несколько относительно
самостоятельных, но тесно между собой связанных этапов усвоения материала от
целого (восприятия предложения, текста) к частному (его отдельных компонентов)
и опять к целому, т. е. синтез – анализ – синтез. Чтобы перейти от знаний к речевым навыкам и формированию на их основе речевым умениям необходимо использовать коммуникативный метод. Главная задача коммуникативного метода – научить студентов участвовать в речевой деятельности. Таким образом, в современных мультикультурных условиях образовательные программы
предъявляют приоритетное требование к знаниям и умениям выпускника университета
– умение работать с текстом.