50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Пять чувств в познании невидимого мира в представлении Мехтильды Хакеборнской

Мария Равильевна Ненарокова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

190, MsTeams
2022-03-17
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Мехтильда Хакеборнская, «Книга особой благодати», видение, зрение, слух, осязание, вкус, обоняние

Тезисы

Мистический трактат «Книга особой благодати», написанный или, скорее, надиктованный Мехтильдой Хакеборнской (1241–1298), знакомит читателя с картинами духовного мира, которые, однако, во многом напоминают жизнь современников Мехтильды, принадлежащих к родовитому дворянству Саксонии и Тюрингии. Атмосфера, в которой росла и жила Мехтильда, стала источником образности ее видений. В видениях Мехтильды события, происходящие на границе земного мира и Небесного Царства, напоминают картины придворной жизни, особенностью которой, как уже говорилось выше, являются пышные празднества, поэтому в «Книге особой благодати» обычно задействованы пять чувств, с помощью которых человек познает мир. Понятие о внешнем человеке, теле, и внутреннем человеке, душе, предполагает наличие у души тех же пяти чувств, но они - в отличие от телесных чувств – позволяют душе воспринимать не только материальный мир, но и мир невидимый. При этом Небесное Царство, которое открывается душе в видениях, познается, как и видимый мир, при помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса. Наименее востребованным их чувств оказывается осязание, но и оно, пусть и косвенно, задействовано: когда в видениях говорится о тканях, из которых сшиты небесные одеяния, читатель вспоминает ощущения, возникающие при контакте с тем или иным материалом. Видения Мехтильды можно назвать синестетическими: она одновременно видит картины Небесного Царства, слышит речи, к ней обращенные, чувствует запахи и вкус. Согласно богословию Бернарда Клервосского, так проявляется любовь человека к Богу, поскольку внутренний человек, душа, одухотворяет телесные чувства, и они соответствуют разным видам любви. Слух и зрение в иерархии пяти чувств занимают более высокое место: зрение, одухотворяясь, возвышается до богосозерцания, слух помогает человеку отдалиться от земного и, внимая пению ангелов, обратиться к небесному. Обоняние, вкус и осязание, более тесно связанные с телесным, внешним, человеком, направлены скорее на материальный мир: по Бернарду, обоняние становится способом почувствовать любовь к человечеству, вкус – любовь к ближним, осязание – любовь родителей к детям. Однако в видениях Мехтильды задействованы и чувства, считающиеся телесными. Они позволяют ей более полно воспринять и описать для читателя красоту невидимого мира.