Пять чувств в познании невидимого мира в представлении Мехтильды Хакеборнской
Мария Равильевна Ненарокова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
190, MsTeams
2022-03-17
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Мехтильда Хакеборнская,
«Книга особой благодати», видение, зрение, слух, осязание, вкус, обоняние
Тезисы
Мистический трактат
«Книга особой благодати», написанный или, скорее, надиктованный Мехтильдой
Хакеборнской (1241–1298), знакомит читателя с картинами духовного мира,
которые, однако, во многом напоминают жизнь современников Мехтильды,
принадлежащих к родовитому дворянству Саксонии и Тюрингии. Атмосфера, в которой
росла и жила Мехтильда, стала источником образности ее видений. В видениях
Мехтильды события, происходящие на границе земного мира и Небесного Царства,
напоминают картины придворной жизни, особенностью которой, как уже говорилось
выше, являются пышные празднества, поэтому в «Книге особой благодати» обычно
задействованы пять чувств, с помощью которых человек познает мир. Понятие о
внешнем человеке, теле, и внутреннем человеке, душе, предполагает наличие у
души тех же пяти чувств, но они - в отличие от телесных чувств – позволяют душе
воспринимать не только материальный мир, но и мир невидимый. При этом Небесное
Царство, которое открывается душе в видениях, познается, как и видимый мир, при
помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса. Наименее востребованным их чувств
оказывается осязание, но и оно, пусть и косвенно, задействовано: когда в
видениях говорится о тканях, из которых сшиты небесные одеяния, читатель
вспоминает ощущения, возникающие при контакте с тем или иным материалом.
Видения Мехтильды можно назвать синестетическими: она одновременно видит
картины Небесного Царства, слышит речи, к ней обращенные, чувствует запахи и
вкус. Согласно богословию Бернарда Клервосского, так проявляется любовь
человека к Богу, поскольку внутренний человек, душа, одухотворяет телесные
чувства, и они соответствуют разным видам любви. Слух и зрение в иерархии пяти
чувств занимают более высокое место: зрение, одухотворяясь, возвышается до
богосозерцания, слух помогает человеку отдалиться от земного и, внимая пению
ангелов, обратиться к небесному. Обоняние, вкус и осязание, более тесно
связанные с телесным, внешним, человеком, направлены скорее на материальный
мир: по Бернарду, обоняние становится способом почувствовать любовь к
человечеству, вкус – любовь к ближним, осязание – любовь родителей к детям.
Однако в видениях Мехтильды задействованы и чувства, считающиеся телесными. Они
позволяют ей более полно воспринять и описать для читателя красоту невидимого
мира.