50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Театральные условности старинных жанров в зеркале мистерии П. Клоделя «Благая весть Марии»: проект 1929 – 1932 годов

Валентина Владимировна Азарова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Клодель, мистерия, Благая весть Марии, старинные жанры, литургическая драма, миракль, музыкальный проект, сценическая музыка

Тезисы

Проблему исследования составляет обнаружение возвращенных на сцену великим французским поэтом и драматургом П. Клоделем (1868–1955) театральных условностей старинных жанров – латинской литургической драмы, миракля и мистерии. Предметом рассмотрения является «музыкальный» проект opus magnum Клоделя – мистерии «Благая весть Марии» (1912–1948), в редакции, предназначенной для парижского театра Пигаль в период 1929–1932 годов. В междисциплинарном, герменевтическом и искусствоведческом подходах к рассмотрению названной проблемы мы задаемся вопросами о целях предпринятой драматургом реконструкции границ старинных жанров; также мы стремимся приблизиться к разрешению простейшего, но вместе с тем и величайшего вопроса: в чем состоит смысл сохранения традиций (их «архивирования»)? Для анализа содержания, структуры и стилистических элементов мистерии нами привлечен корпус исследований, среди которых находится академический музыкально-исторический труд Ж. Комбарье (т. 1), а также статьи таких авторов, как Д. В. Токарев, А. Н. Горбунов, В. С. Сергеева, С. Исаев, Charles Mazouer, Pascal Lécroart, Alain Beretta, Annemaria Cascetta, Yehuda Moraly.В музыкально-театральный проект 1929–1932 годов Клодель внес существенные изменения по сравнению с премьерой мистерии 1912 года. По совету режиссера Шарля Дюллена, был изменен текст IV действия произведения и разработана концепция сценической музыки, к созданию которой драматург пригласил известного французского композитора Дариуса Мийо. Основу замысла Клоделя составляла идея постепенного перехода от декламации к пению. Новая организация звукового пространства мистерии предполагала перенесение смысловых акцентов драматического действия на музыку, которая была призвана «создать впечатление о Рае». «Как было бы желательно, чтобы целая драма метрически и просодически могла бы быть исполнена певцами-актерами. Почему нет?», – размышлял Клодель. Возвращение на сцену театральных условностей других эпох – отличительный признак театра Клоделя, в котором проявились особые принципы организации звукового пространства. Находясь на дипломатической службе в Китае и в Японии (1921–1927), Клодель глубоко исследовал традиционные постановки театров Но, Кабуки, Бунраку. В архаическом японском театре французский драматург различал магию воздействия на зрителя. Философские основы дальневосточного театра, функциональный набор композиционных элементов с символическими атрибутами костюмов (маска, рукав, веер) Клодель творчески претворил в сценических постановках собственных пьес. Возврат в сценическое пространство храмовой сакральности, архаического единства жеста и смысла укрепил современников Клоделя в понимании смысла христианской идеи синтеза времени и вечности.