Джон Вулмен: автобиограф XVIII в. и агиографизация его образа в англоязычной публицистике XIX–XX вв.
Дарья Владимировна Абдурахманова-Павлова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-18
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Джон Вулмен; квакерство; дневник; автобиография; агиография
Тезисы
Джон Вулмен (John
Woolman, 1720–1772) – квакерский
проповедник XVIII в.,
вошедший в историю американской литературы благодаря своей духовной
автобиографии – «Дневнику» (The
Journal, 1774 г.). В XIX–XX вв. автобиографический
образ, созданный Вулменом, привлекает значительное внимание со стороны не
только единоверцев автора, но и критиков, публицистов, исследователей. В
докладе предлагается условное разделение истории восприятия Вулмена на три
основных периода: 1) 1774 г. – 1840-е гг.: предыстория активной интерпретации
(появление отдельных кратких отзывов о «Дневнике»); 2) 1850-е – 1940-е гг.:
«агиографический» период (издание многочисленных публицистических текстов о
Вулмене, трактующих историю его жизни с использованием элементов житийного
канона); 3) 1950-е гг. – настоящее время: академическая интерпретация биографии
и литературного творчества Вулмена (публикация соответствующих научных статей,
диссертаций, монографий).
Основное внимание в данном докладе уделяется второму, «агиографическому», периоду. В научной литературе существует гипотеза, что важнейшую роль в процессе агиографизации образа Вулмена сыграл американский поэт XIX в. Дж. Г. Уиттьер (1807–1892), и что именно его эссе о Вулмене положили начало «агиографической» традиции. Представляется, что точнее было бы говорить об укреплении знаменитым квакерским поэтом уже зародившейся к тому времени традиции. В посвящённой Вулмену англоязычной публицистике XIX–XX вв. можно выделить следующие черты, ассоциирующиеся с канонами житийных текстов: 1) (полу-)анонимность ряда сочинений; 2) частотное использование по отношению к Вулмену эпитета “saint” (несмотря на фактическое отсутствие в квакерстве культа святых); 3) гиперболизация роли проповедника в истории и сопоставление его с известными святыми; 4) мотивы «рождения в благочестивой семье» и «восхваления родины святого»; 5) создание идущего вразрез с биографическими фактами портрета Вулмена как человека малоимущего и неграмотного; 6) акцентирование внимания на определённых качествах его характера (среди которых «детскость» и «абсолютная правдивость»). Делается вывод о том, что агиографизации фигуры Вулмена способствовали как историческая ситуация в США середины XIX в. – первой половины ХХ в., так и особенности «Дневника» проповедника, определённая доля «пластичности», заложенная в созданном Вулменом автобиографическом образе.
Основное внимание в данном докладе уделяется второму, «агиографическому», периоду. В научной литературе существует гипотеза, что важнейшую роль в процессе агиографизации образа Вулмена сыграл американский поэт XIX в. Дж. Г. Уиттьер (1807–1892), и что именно его эссе о Вулмене положили начало «агиографической» традиции. Представляется, что точнее было бы говорить об укреплении знаменитым квакерским поэтом уже зародившейся к тому времени традиции. В посвящённой Вулмену англоязычной публицистике XIX–XX вв. можно выделить следующие черты, ассоциирующиеся с канонами житийных текстов: 1) (полу-)анонимность ряда сочинений; 2) частотное использование по отношению к Вулмену эпитета “saint” (несмотря на фактическое отсутствие в квакерстве культа святых); 3) гиперболизация роли проповедника в истории и сопоставление его с известными святыми; 4) мотивы «рождения в благочестивой семье» и «восхваления родины святого»; 5) создание идущего вразрез с биографическими фактами портрета Вулмена как человека малоимущего и неграмотного; 6) акцентирование внимания на определённых качествах его характера (среди которых «детскость» и «абсолютная правдивость»). Делается вывод о том, что агиографизации фигуры Вулмена способствовали как историческая ситуация в США середины XIX в. – первой половины ХХ в., так и особенности «Дневника» проповедника, определённая доля «пластичности», заложенная в созданном Вулменом автобиографическом образе.