Языковая репрезентация оценки изобразительного искусства России ХХ века в энциклопедии «Британника»
Наталья Валерьевна Шутёмова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-16
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые
слова: категория оценки; текст; дискурс; англоязычный искусствоведческий
дискурс; энциклопедия «Британника».
Исследование нацелено на изучение аксиологичности англоязычного энциклопедического дискурса об изобразительном искусстве России ХХ века, являющемся одним из наиболее противоречивых в истории мировой культуры.
В результате дискурсивного анализа статей энциклопедии "Британника" сформирована классификация субъектов и объектов оценки, выявлены ее виды, охарактеризованы доминантные языковые способы ее репрезентации.
Исследование нацелено на изучение аксиологичности англоязычного энциклопедического дискурса об изобразительном искусстве России ХХ века, являющемся одним из наиболее противоречивых в истории мировой культуры.
В результате дискурсивного анализа статей энциклопедии "Британника" сформирована классификация субъектов и объектов оценки, выявлены ее виды, охарактеризованы доминантные языковые способы ее репрезентации.
Тезисы
Рассматриваемая
проблематика восходит к изучению аксиопространств разных национальных культур и
связана с изучением «преломления»
художественных ценностей одной национальной культуры при восприятии,
интерпретации и оценке в другой, что в целом обусловливает актуальность
исследования. В качестве предмета изучения выступают способы языковой
репрезентации категории оценки в англоязычном энциклопедическом дискурсе,
посвященном изобразительному искусству России ХХ века. Материалом исследования послужили соответствующие
данной тематике статьи в энциклопедии «Британника», являющейся одним из авторитетных
изданий, которые предоставляют информацию о наиболее значимых персоналиях и
событиях, выражают их оценку и формируют мнение о них как в англоязычных
странах, так в более глобальном международном масштабе.
В результате исследования выявлено, что в качестве субъекта оценки выступает редакционная коллегия издания, которая является обобщенным лицом и может быть представлена без указания искусствоведа-автора энциклопедической статьи либо с его идентификацией.
Диапазон объектов оценки в энциклопедических статьях охватывает ключевые этапы развития изобразительного искусства России в ХХ веке, соответствующие художественные течения, персоналии, произведения и их свойства. Прослеживается динамика их оценки в зависимости от хронологии освещаемых этапов и степень ее репрезентированности от более развернутой и детализированной в отношении первой половины ХХ века до более лаконичной и обобщенной характеристики искусства второй половины века.
Основными критериями оценки в энциклопедическом дискурсе являются значимость, уникальность и эстетические характеристики объектов. Анализ «преломления» свойств произведений искусства опирается на понятие художественности [1], которая трактуется с философских позиций как сущность произведения искусства. На основе дискурсивного анализа выявляется представленность в энциклопедическом дискурсе «однополярной» и «биполярной» оценки [2] в зависимости от вида ее субъекта и объекта.
Доминантным средством ее объективации является лексика, выражающая рациональную и эмоциональную оценку. Кроме того, используются синтаксические средства, актуализирующие семантику оценочной лексики. Также сообщению оценки способствует мультимодальность энциклопедической статьи и ее интертекстуальность.
Список литературы
1. Роднянская И.Б. Художественность // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.489-490.
2. Хомякова Е.Г. Лингвистический анализ оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе // Общество. Среда. Развитие. 2020, № 4. С. 3–7.
В результате исследования выявлено, что в качестве субъекта оценки выступает редакционная коллегия издания, которая является обобщенным лицом и может быть представлена без указания искусствоведа-автора энциклопедической статьи либо с его идентификацией.
Диапазон объектов оценки в энциклопедических статьях охватывает ключевые этапы развития изобразительного искусства России в ХХ веке, соответствующие художественные течения, персоналии, произведения и их свойства. Прослеживается динамика их оценки в зависимости от хронологии освещаемых этапов и степень ее репрезентированности от более развернутой и детализированной в отношении первой половины ХХ века до более лаконичной и обобщенной характеристики искусства второй половины века.
Основными критериями оценки в энциклопедическом дискурсе являются значимость, уникальность и эстетические характеристики объектов. Анализ «преломления» свойств произведений искусства опирается на понятие художественности [1], которая трактуется с философских позиций как сущность произведения искусства. На основе дискурсивного анализа выявляется представленность в энциклопедическом дискурсе «однополярной» и «биполярной» оценки [2] в зависимости от вида ее субъекта и объекта.
Доминантным средством ее объективации является лексика, выражающая рациональную и эмоциональную оценку. Кроме того, используются синтаксические средства, актуализирующие семантику оценочной лексики. Также сообщению оценки способствует мультимодальность энциклопедической статьи и ее интертекстуальность.
Список литературы
1. Роднянская И.Б. Художественность // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.489-490.
2. Хомякова Е.Г. Лингвистический анализ оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе // Общество. Среда. Развитие. 2020, № 4. С. 3–7.