Петербург как культурное пространство и мифологический персонаж эпохи в "Поэме без героя" А. Ахматовой.
Вера Викторовна Аствацатурова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
(онлайн, МСТимз).
2022-03-21
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Ахматова; «Поэма без героя»; Петербург; космогонический
миф; эсхатологический миф; тема возмездия; город-персонаж.
Тезисы
Известно,
что феномен Петербурга в культурном восприятии всегда имел мифологическую составляющую,
носившую двойственный характер: на одном полюсе – «цивилизованный, европейский,
идеальный» город, на другом – безжалостный город-убийца. Подробное исследование
этого двойственного мифа «Петербургского текста» (В.Н. Топоров) в литературе XIX века,
может быть продолжено в применении и к литературе XX века.
Наиболее ярким примером отражения этого мифа служит «Поэма без героя».
Несмотря на
минимальность нарратива, в поэме отчетливо присутствует хронотоп. Переходность
эпохи обусловливает три временных пласта в поэме: Прошлое (тени из тринадцатого
года); Настоящее (современный для героини Ленинград); и Будущее (визит Гостя из
Будущего), тесно спаянные между собой. Художественное пространство поэмы – это Петербург
– Ленинград. Причем оба названия города фигурируют вместе, рядом друг с другом,
и это совместное сосуществование двух топонимов-синонимов отражает временнОе
соединение двух эпох.
Город отмечен
деталями-маркерами. Он имеет свой «язык», говорит своими улицами, площадями,
зданиями, обладающими многочисленными коннотациями, и имеет свою мифологию,
получившую развитие и продолжение в ахматовской поэме. Это позволяет
рассматривать Петербург – Ленинград в поэме не только как локус, но и как
субъект действия, как персонаж.
В поэме
развиваются два противостоящих петербургских мифа: космогонический (создание
столицы Петром Великим «из тьмы лесов, из
топи блат») и эсхатологический (проклятие царицы Авдотьи: «Быть пусту месту
сему!»). Это выражается в антиномии «город-грешник» - «город-праведник». «Грешный»
город предстает в первой части поэмы. В первой главе появление теней из
прошлого на новогоднем маскараде, где все они одеты литературными героями, «подавшими
душу дьяволу», обозначено как «петербургская чертовня». В третьей главе, где
описывается, жизнь, казалось бы, спокойного, благополучного города последнего
года перед Первой мировой войной, в подтексте все время звучит траурный мотив,
тема будущей смерти.
Поэтому царицыно
проклятье в поэме связано с мотивом возмездия за грехи. Всё, что происходило в
этом городе и с этим городом впоследствии, воспринимается как возмездие за
давний грех. При сопоставлении описания в «Эпилоге» поэмы блокадного Ленинграда
с описанием Петербурга тринадцатого года отчетливо видно, что, при всей
трагичности, в «Эпилоге» слышится голос надежды, светлые ноты. Город,
искупивший неимоверными страданиями свой грех, превращается из «города-грешника»
в «город-праведник». Именно этот город. как персонаж, как действующее лицо поэмы, и становится
возлюбленным лирической героини.