Экфрасис музея в русской литературе ХХ века
Марина Валерьевна Бирюкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (МСТимз)
2022-03-18
12:31 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Музейный экфрасис, русская литература ХХ века, музей, модернизм,
постмодернизм, текст
Тезисы
В
докладе освещается проблематика музейного экфрасиса – разновидности экфрасиса, трактуемого
в контексте филологии как литературное описание произведений искусства. Экфрасис
музея или музейной коллекции как самостоятельный поджанр экфрасиса пока не
получил достаточного освещения в литературоведении и смежных дисциплинах. Исследование
музейного экфрасиса представляется перспективным направлением междисциплинарных
исследований на стыке филологии, музееведения, философии и теории культуры, учитывая
значительность презентации образа музея, музейной коллекции и музейной
экспозиции в отечественной литературе ХХ века: от модернистского представления «мертвого»
классического музея в «Стереоскопе» Александра Иванова и образов воображаемых
музеев безумных коллекционеров в романах Константина Вагинова до
лишенного связи с традицией штата советского музея в «Хранителе древностей» Юрия
Домбровского, лицемерной атмосферы музея-заповедника, воплощающего у Сергея
Довлатова дух культурной институции времен «застоя», и деконструкции музея как
текста в постмодернистском «Пушкинском Доме» Андрея Битова. Диалектика музея как хранилища традиционной культуры и музея
как объекта разрушительных интенций
времен модернизма и постмодернизма раскрывается в русской прозе ХХ века в
контексте переживания идей времени, смерти и забвения, в представлениях о музее, связанных с проблематикой
«подлинного» и «ложного». В текстах постсоветской эпохи, например, у
Сергея Носова, музейный дискурс не ограничивается трактовкой реальных и
гипотетических музеев, но представляет музей как метафизическую проекцию
реальности, или метатекст, символически связанный с культур-философской
парадигмой современности. Интертекстуальность экфрасиса музея в русской литературе
ХХ века, без сомнения, расширяет границы толкования данного термина. Музейный экфрасис
в поэзии и прозе может анализироваться не только как описание музея и музейной
коллекции, но как комплекс литературных приемов, предназначенных для конструирования
соответствующего гипертекста. Развитие теории экфрасиса в последние годы свидетельствует
об интересе научного сообщества к проблематике, связанной с определением функций
и категорий взаимодействия текста и визуальных искусств.