50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О фольклорных корнях «Модели Пикмана» Г. Ф. Лавкрафта

Михаил Федорович Васильев
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Г. Ф. Лавкрафт; хоррор; фейри; фольклор; 


Тезисы

Настоящий доклад посвящён параллелям между рассказом Г. Ф. Лавкрафта «Модель Пикмана» (Pickman’s Model) и британской низшей мифологией.  Кроме того, поднятая в рассказе проблематика эстетики ужасного, которую в буквальном смысле иллюстрирует заглавный герой-художник, воплощающий макабрические сюжеты в реалистической манере, оказывается уместнейшим образом совмещена с мифологемой фейри как вдохновителей и покровителей искусства. Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937) известен как один из наиболее значительных и оригинальных мифотворцев двадцатого века. Настоящий доклад посвящён параллелям между рассказом Г. Ф. Лавкрафта «Модель Пикмана» (Pickman’s Model) и британской низшей мифологией, которые прежде не удостоились должного внимания. В нём последовательно рассматривается ряд сходств между выведенными в рассказе «упырями» (ghouls) и сверхъестественным народом фейри (fairy) в фольклоре Британских островов. Контринтуитивность подобного схождения – лишь кажущаяся, поскольку первоначальный фольклорный образ «малого народца» чрезвычайно далёк от рафинированной и приглаженной картины, возобладавшей в детской литературе XIX столетия. В числе рассматриваемых общих черт – склонность похищать и подменять младенцев, зверообразные черты (териантропия), связь с загробным миром и безвременьем, паразитизм по отношению к человеческому социуму и связь с деятельностью ведьм. Последняя рассматривается в свете устаревших антропологических теорий Маргарет Мюррей, приверженцем которых был писатель: фейри эвгемерически трактовались как примитивные низкорослые финно-угорские или монголоидные племена, длительное время скрытно сосуществовавшие с доминирующим населением Европы. Их языческий культ рогатого божества плодородия якобы распространялся среди некоторых слоёв западноевропейского населения, дав толчок представлениям о поклонении дьяволу и шабашах колдунов и ведьм – именно так, согласно теории Мюррей, воспринимала приверженцев культа преследующая их церковь. Кроме того, поднятая в рассказе проблематика эстетики ужасного, которую в буквальном смысле иллюстрирует заглавный герой-художник, воплощающий макабрические сюжеты в реалистической манере, оказывается уместнейшим образом совмещена с мифологемой фейри как вдохновителей и покровителей искусства. При этом романтический типаж «художника не от мира сего» преображается в свете эстетики и философии Лавкрафта: Пикман предстаёт как последовательный научный реалист, достигающий своих поразительных пугающих эффектов через сугубо документальное отображение скрытых от большинства неприглядных событий и созданий. Тем самым выбор фольклорного материала, на первый взгляд случайный, на деле предстаёт как тесно связанный со сверхзадачей произведения.