О фольклорных корнях «Модели Пикмана» Г. Ф. Лавкрафта
Михаил Федорович Васильев
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Г.
Ф. Лавкрафт; хоррор; фейри; фольклор;
Тезисы
Настоящий доклад
посвящён параллелям между рассказом Г. Ф. Лавкрафта «Модель Пикмана» (Pickman’s
Model) и британской низшей мифологией. Кроме того, поднятая в
рассказе проблематика эстетики ужасного, которую в буквальном смысле
иллюстрирует заглавный герой-художник, воплощающий макабрические сюжеты в
реалистической манере, оказывается уместнейшим образом совмещена с мифологемой
фейри как вдохновителей и покровителей искусства. Говард Филлипс Лавкрафт (1890-1937) известен как один из
наиболее значительных и оригинальных мифотворцев двадцатого века. Настоящий
доклад посвящён параллелям между рассказом Г. Ф. Лавкрафта «Модель Пикмана»
(Pickman’s Model) и британской низшей мифологией, которые прежде не удостоились
должного внимания. В нём последовательно рассматривается ряд сходств между
выведенными в рассказе «упырями» (ghouls) и сверхъестественным народом фейри
(fairy) в фольклоре Британских островов. Контринтуитивность подобного схождения
– лишь кажущаяся, поскольку первоначальный фольклорный образ «малого народца»
чрезвычайно далёк от рафинированной и приглаженной картины, возобладавшей в
детской литературе XIX столетия. В числе рассматриваемых общих черт – склонность
похищать и подменять младенцев, зверообразные черты (териантропия), связь с
загробным миром и безвременьем, паразитизм по отношению к человеческому социуму
и связь с деятельностью ведьм. Последняя рассматривается в свете устаревших
антропологических теорий Маргарет Мюррей, приверженцем которых был писатель: фейри
эвгемерически трактовались как примитивные низкорослые финно-угорские или
монголоидные племена, длительное время скрытно сосуществовавшие с доминирующим
населением Европы. Их языческий культ рогатого божества плодородия якобы распространялся
среди некоторых слоёв западноевропейского населения, дав толчок представлениям
о поклонении дьяволу и шабашах колдунов и ведьм – именно так, согласно теории
Мюррей, воспринимала приверженцев культа преследующая их церковь. Кроме того,
поднятая в рассказе проблематика эстетики ужасного, которую в буквальном смысле
иллюстрирует заглавный герой-художник, воплощающий макабрические сюжеты в
реалистической манере, оказывается уместнейшим образом совмещена с мифологемой
фейри как вдохновителей и покровителей искусства. При этом романтический типаж
«художника не от мира сего» преображается в свете эстетики и философии
Лавкрафта: Пикман предстаёт как последовательный научный реалист, достигающий
своих поразительных пугающих эффектов через сугубо документальное отображение
скрытых от большинства неприглядных событий и созданий. Тем самым выбор
фольклорного материала, на первый взгляд случайный, на деле предстаёт как тесно
связанный со сверхзадачей произведения.