Писать о музыке: страсть к мелодии у Руссо
Teo Sanz
Докладчик
аспирант
Boston College
Boston College
190 ZOOM
2022-03-23
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Ж.-Ж. Руссо; преемственность в искусстве; музыка;
литература; мелодия; гармония
Тезисы
В докладе рассматриваются теоретические взгляды Ж.-Ж. Руссо на
эстетику музыкального искусства. Французский философ и писатель века Просвещения, будучи и
музыкантом, оставившим после себя ряд инструментальных пьес, романсов и опер,
среди которых наиболее известна опера «Деревенский колдун» (1752), много
размышлял об эмоциональном воздействии музыкального произведения на слушателя,
связи музыки и языка, о той роли, какая при сочинении музыки отводится мелодии
и гармонии.
Руссо в противоположность композитору Ж.- Ф. Рамо
развивает собственную теорию о единстве мелодии, которой руководствуется в
своих произведениях. Для того, чтобы взволновать слушателей, музыку надо петь,
так как без помощи четко артикулируемого языка, она способна превратиться в
последовательность лишенных значения красот-арабесков. Этого можно добиться,
отдавая пальму первенства мелодии, поскольку именно в ней заложена сущность
связного дискурса. В отличие от охватывающей всю совокупность голосов мелодии
гармония, приводит нас в замешательство, ибо мы не можем проследить за разными
голосами во всей их полноте. В докладе будет прежде всего показано, что
сдержанное отношение Руссо к гармоническому письму парадоксальным образом мешает
ему полностью порвать с классическим наследием.
Конечно, перед
лицом построенной на логике и основанной на гармонии интеллектуальной музыки
Рамо Руссо выступает в первую очередь как мелодист. В противовес классикам
философ становится рупором тех, кто видит в музыке настоящий язык страстей.
Более того, он полагает, что существуют более приспособленные для выражения
музыки языки, нежели французский. Согласно его теории мелодии французская
музыка не является естественной, так как исполнена искусственных красот,
имеющих мало общего с природой, ее создают композиторы, которые, по его
утверждению. «более всего заботятся о гармонии (ибо) за отсутствием
естественной красоты они вводят в нее красоту условную.»
Тем не менее, опираясь
только на постулат о природном единстве музыки и языка, Руссо не замечает, что
невокальные музыкальные формы могут, как подчеркивал Дидро, также оказывать
вызывающее смятение чувств эстетическое воздействие. Несмотря на вышесказанное,
Руссо, несомненно, оказал влияние на последующее развитие эстетики в плане
эмоционального воздействия искусства.