50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О некоторых особенностях средневекового комизма (на материале французской литературы XII-XV веков)

Екатерина Павловна Иванова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Мария Владимировна Соловьева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимс)
2022-03-18
13:00 - 13:15

Ключевые слова, аннотация

Комическое, средневековая литература, эпос, старофранцузский язык, пародия.

Доклад посвящен особенностям создания комического во французской литературе и языковым средствам его выражения. Кроме того, в докладе рассматриваются лингвистический механизм создания литературной пародии и ее специфические черты.

Тезисы

Феномен комического в средневековой литературе - одно из самых сложных социолингвистических явлений. Смех историчен, то есть зависит от картины мира, господствующей в ту или иную эпоху. Средневековье – эпоха «закрытая», удаленная от современности, характеризующаяся своим особым культурным кодом. Поэтому анализ комического невозможен без использования культурологической информации, описывающей особенности средневековой картины мира. С точки зрения лингвистического механизма создания комического эффекта, возникновение смеха обусловлено нарушением соответствия плана выражения плану содержания различных знаков: от асимметрии лингвистического знака до уровня целого текста. Иначе говоря, комическое обусловлено нарушением сочетаемости на каком-нибудь уровне, при этом под последним понимается совокупность относительно однородных единиц, не создающих иерархию. Данная интерпретация механизма порождения комического вполне применима к анализу текстов старофранцузской литературы XII-XIII веков. Как известно, литература этого периода отличалась каноничностью и, в зависимости от жанра, в большей или меньшей степени, формульностью стиля. Поэтому применительно к художественному языку этого периода под нарушением сочетаемости следует понимать нарушение закономерностей формульного стиля или несоответствие семантики тем, мотивов, формул, терминов, символов контекстам их употребления. Зачастую подобное несоответствие связано с пародийным мотивами. Пародия в средневековой литературе обладает специфическими чертами: 1) она может существовать в виде «инородных включений» в канонический текст, то есть не создавать отдельного произведения; 2) осмеяние оригинала не будет в обязательном порядке сопровождаться его низвержением или уничтожением; 3) во многих случаях пародия создает атмосферу карнавального веселья: «серьезные» персонажи на время преображаются, ведут себя не свойственным им, неэтикетным образом, как будто бы прячась под масками. Структура средневековой пародии, как и любой другой, многослойна: она отсылает к гипотексту (или пародируемому оригиналу), в роли которого выступает не только некое произведение, но и свойственное средневековой литературе понятие «этикетности» (в терминах А.Д. Михайлова). Иными словами, гипотекстом могут выступать жанровые особенности средневековых произведений: устойчивый образ персонажа (положительного героя, врага, прекрасной дамы, влюбленного рыцаря), мотив или формула. Пародийный фрагмент при этом играет роль гипертекста (или пародирующего текста), связь которого с гипотекстом легко обнаруживается.