50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Диалектизмы в современной медиакоммуникации (на материале южнонемецких диалектов)

Анастасия Алексеевна Пономарёва
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн 204
2022-03-17
18:10 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

диалект, баварский, швабский, алеманнский, вариативность, медиакоммуникация, социальная реклама

Тезисы

На современном этапе развития лингвистики отчетливо прослеживается возрастающий интерес к междисциплинарному изучению вариативности немецкого языка: вслед за функциональным подходом в исследовании немецких диалектов (У. Аммон, П. Визингер, А.И. Домашнев, В.Б. Меркурьева и др.), в последнее время все большее внимание уделяется лингвопрагматическим и социокультурным аспектам изучения вариативности (К. Маттайер, Х. Леффлер, В.А. Чукшис и др.) с целью анализа функций диалекта в различных типах дискурса. Достаточно перспективным направлением для исследования функционирования диалекта является медиакоммуникация – в особенности социальная реклама, роль которой возросла на фоне пандемии COVID-19, оказавшей значительное влияние на социально-экономические и политические процессы. В новых реалиях эффективная коммуникация с целевой аудиторией, помимо целого пласта «коронавирусной» лексики, обеспечивается в том числе с помощью диалекта как средства лингвистической манипуляции. В рамках немецкого языка данная тенденция достаточно ярко прослеживается в южнонемецких регионах – особенно в Старой Баварии (нем. Altbayern), где использование диалекта исторически обусловлено традиционным регионализмом и на современном этапе поддерживается различными общественными инициативами.
Для того чтобы понять, какое место занимает диалект в социокультурной парадигме во времена пандемии, было проанализировано более 20-ти публицистических и рекламных текстов с диалектными вкраплениями, так или иначе затрагивающих тему коронавируса в сфере здравоохранения, общественных инициатив и т.п. Контексты были отобраны на базе общих и частных особенностей баварских, швабских и алеманнских диалектов методом систематической выборки из материалов региональных СМИ (Bayerischer Rundfunk, Südwest Presse и др.) и интернет-порталов (muenchen.de, stmgp.bayern.de и др.). Выявленные примеры, проанализированные с учетом функционального и социокультурного статуса диалектов южной Германии, демонстрируют их роль в качестве средства моделирования доверительной атмосферы, привлечения внимания, речевого воздействия и т.п.
В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на глобализацию и утрату своих былых позиций, диалект показывает себя как довольно эффективное средство лингвистической манипуляции и продолжает активно осваиваться СМИ, чему косвенно способствуют такие кризисные ситуации как пандемия COVID-19.