Диалектизмы в современной медиакоммуникации (на материале южнонемецких диалектов)
Анастасия Алексеевна Пономарёва
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн 204
2022-03-17
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
диалект, баварский, швабский,
алеманнский, вариативность, медиакоммуникация, социальная реклама
Тезисы
На современном этапе развития лингвистики отчетливо прослеживается
возрастающий интерес к междисциплинарному изучению вариативности немецкого
языка: вслед за функциональным подходом в исследовании немецких диалектов (У.
Аммон, П. Визингер, А.И. Домашнев, В.Б.
Меркурьева и др.), в последнее время
все большее внимание уделяется лингвопрагматическим и социокультурным аспектам
изучения вариативности (К. Маттайер, Х. Леффлер, В.А. Чукшис и др.) с целью
анализа функций диалекта в различных типах дискурса. Достаточно перспективным направлением
для исследования функционирования диалекта является медиакоммуникация – в
особенности социальная реклама, роль которой возросла на фоне пандемии COVID-19, оказавшей значительное влияние
на социально-экономические и политические процессы. В новых реалиях эффективная
коммуникация с целевой аудиторией, помимо целого пласта «коронавирусной»
лексики, обеспечивается в том числе с помощью диалекта как средства
лингвистической манипуляции. В рамках немецкого языка данная тенденция
достаточно ярко прослеживается в южнонемецких регионах – особенно в Старой Баварии
(нем. Altbayern), где использование диалекта исторически обусловлено традиционным
регионализмом и на современном этапе поддерживается различными общественными инициативами.
Для того чтобы понять, какое место занимает диалект в социокультурной парадигме во времена пандемии, было проанализировано более 20-ти публицистических и рекламных текстов с диалектными вкраплениями, так или иначе затрагивающих тему коронавируса в сфере здравоохранения, общественных инициатив и т.п. Контексты были отобраны на базе общих и частных особенностей баварских, швабских и алеманнских диалектов методом систематической выборки из материалов региональных СМИ (Bayerischer Rundfunk, Südwest Presse и др.) и интернет-порталов (muenchen.de, stmgp.bayern.de и др.). Выявленные примеры, проанализированные с учетом функционального и социокультурного статуса диалектов южной Германии, демонстрируют их роль в качестве средства моделирования доверительной атмосферы, привлечения внимания, речевого воздействия и т.п.
В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на глобализацию и утрату своих былых позиций, диалект показывает себя как довольно эффективное средство лингвистической манипуляции и продолжает активно осваиваться СМИ, чему косвенно способствуют такие кризисные ситуации как пандемия COVID-19.
Для того чтобы понять, какое место занимает диалект в социокультурной парадигме во времена пандемии, было проанализировано более 20-ти публицистических и рекламных текстов с диалектными вкраплениями, так или иначе затрагивающих тему коронавируса в сфере здравоохранения, общественных инициатив и т.п. Контексты были отобраны на базе общих и частных особенностей баварских, швабских и алеманнских диалектов методом систематической выборки из материалов региональных СМИ (Bayerischer Rundfunk, Südwest Presse и др.) и интернет-порталов (muenchen.de, stmgp.bayern.de и др.). Выявленные примеры, проанализированные с учетом функционального и социокультурного статуса диалектов южной Германии, демонстрируют их роль в качестве средства моделирования доверительной атмосферы, привлечения внимания, речевого воздействия и т.п.
В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на глобализацию и утрату своих былых позиций, диалект показывает себя как довольно эффективное средство лингвистической манипуляции и продолжает активно осваиваться СМИ, чему косвенно способствуют такие кризисные ситуации как пандемия COVID-19.