50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Рукописная традиция Пахомиевской Проложной редакции Жития Стефана Пермского

Александра Владимировна Духанина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт российской истории РАН

онлайн МС Тимс
2022-03-17
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Агиография, текстология, Житие Стефана Пермского, Пахомий Серб

Тезисы

Вместе со Службой Стефану Пермскому в 70-х гг. XV в. Пахомий Серб написал и первую краткую, проложную, редакцию Жития святителя. Как и другие редакции Жития, она не изучена в текстологическом отношении. Эта редакция имеет наиболее развитую рукописную традицию среди других кратких редакций Жития: нами выявлено 68 списков конца XV – начала XIX в. Ни Служба Стефану Пермскому, ни проложное Житие не дошли до нас в автографе Пахомия Серба. Текстологическое исследование списков показало, что наиболее близкими к оригиналу Пахомиевской Проложной редакции являются два старших списка: РНБ. Вяз. Q.10, 90-х гг. XV в., переписанный в Москве, и РГБ. Троиц. 617, конца XV – начала XVI в., переписанный в Троице-Сергиевом монастыре. Каждый из них содержит ряд вторичных чтений, сопоставление которых позволяет реконструировать первоначальный текст Пахомиевской Проложной редакции Жития. В рукописной традиции текст редакции достаточно стабилен – бóльшая часть списков передает его полностью и без элементов редактирования. Однако встречаются и группы списков с изменениями текста: дополнениями по Епифаниевской редакции Жития и происходящими, видимо, из устной традиции; стилистическим редактированием и утратой или заменой заключительной части. Эта редакция встречается в самых разных типах сборников: вместе со Службой в служебных Минеях и Трефологиях; отдельно – в Прологах, Минеях четиих, в агиографических сборниках, Торжественниках; она могла включаться в другие типы рукописей среди дополнительных статей. В Пролог эта редакция Жития вошла не позднее начала XVI в.: старший список известен в составе Пространной редакции Простого Пролога на мартовскую половину года РНБ. Пог. 602, переписанного в Пскове, где текст помещен в конце, в дополнительном блоке проложных редакций житий русских святых. Кроме того, именно Пахомиевская Проложная редакция Жития была включена в Стишной Пролог, старший такой список выявлен в Стишном Прологе РНБ. Пог. 628 первой четверти XVI в. География распространения Пахомиевской Проложной редакции Жития Стефана Пермского широка, причем редакция стала расходиться по регионам уже в период местного почитания святителя Стефана: в конце XV - начале XVI в. она переписывалась в Москве; в Троице-Сергиевом монастыре (где, видимо, составляют новую редакцию Службы Стефану Пермскому); в вологодских пределах, в том числе в Корнилиево-Комельском монастыре; в Пскове (где ее включают в Пролог); в Кирилло-Белозерском монастыре; известен список первой половины XVI в. из Иосифо-Волоколамского монастыря. После общерусского прославления святителя Стефана на Макарьевском соборе 1549 г. текст активно копируется по всей России вплоть до издания Пролога 1643 г., куда вошла другая редакция Жития, в связи с чем Пахомиевская редакция стала гораздо менее востребованной.