Рукописная традиция Пахомиевской Проложной редакции Жития Стефана Пермского
Александра Владимировна Духанина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт российской истории РАН
Институт российской истории РАН
онлайн МС Тимс
2022-03-17
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Агиография, текстология, Житие Стефана Пермского, Пахомий Серб
Тезисы
Вместе
со Службой Стефану Пермскому в 70-х гг. XV в. Пахомий Серб написал и первую краткую, проложную, редакцию Жития
святителя. Как и другие редакции Жития, она не изучена в текстологическом
отношении. Эта редакция имеет наиболее развитую рукописную традицию среди
других кратких редакций Жития: нами выявлено 68 списков конца XV – начала XIX в. Ни Служба Стефану Пермскому, ни проложное Житие не дошли до нас в
автографе Пахомия Серба. Текстологическое исследование списков показало, что
наиболее близкими к оригиналу Пахомиевской Проложной редакции являются два
старших списка: РНБ. Вяз. Q.10, 90-х гг. XV в., переписанный в
Москве, и РГБ. Троиц. 617, конца XV – начала XVI в., переписанный в Троице-Сергиевом монастыре. Каждый из них содержит ряд вторичных чтений,
сопоставление которых позволяет реконструировать первоначальный текст
Пахомиевской Проложной редакции Жития. В рукописной традиции текст редакции достаточно стабилен – бóльшая часть
списков передает его полностью и без элементов редактирования. Однако встречаются и группы списков с изменениями текста: дополнениями
по Епифаниевской редакции Жития и происходящими, видимо, из устной традиции; стилистическим
редактированием и утратой или заменой заключительной части. Эта редакция встречается в самых разных типах сборников: вместе со
Службой в служебных Минеях и Трефологиях; отдельно – в Прологах, Минеях четиих,
в агиографических сборниках, Торжественниках; она могла включаться в другие
типы рукописей среди дополнительных статей. В Пролог эта редакция Жития вошла не позднее начала XVI в.: старший список
известен в составе Пространной редакции Простого Пролога на мартовскую половину
года РНБ. Пог. 602, переписанного в Пскове, где текст помещен в конце, в
дополнительном блоке проложных редакций житий русских святых. Кроме того, именно Пахомиевская Проложная редакция Жития была включена в
Стишной Пролог, старший такой список выявлен в Стишном Прологе РНБ. Пог. 628 первой
четверти XVI в. География распространения Пахомиевской Проложной редакции Жития Стефана
Пермского широка, причем редакция стала расходиться по регионам уже в период
местного почитания святителя Стефана: в конце XV - начале XVI в. она переписывалась в Москве; в Троице-Сергиевом монастыре (где, видимо,
составляют новую редакцию Службы Стефану Пермскому); в вологодских пределах, в том числе в Корнилиево-Комельском монастыре; в
Пскове (где ее включают в Пролог); в Кирилло-Белозерском монастыре; известен список первой половины XVI в. из Иосифо-Волоколамского монастыря. После общерусского прославления святителя Стефана на Макарьевском соборе 1549 г. текст активно копируется по всей России вплоть до издания Пролога 1643 г., куда вошла другая редакция Жития, в связи с чем Пахомиевская редакция стала гораздо менее востребованной.