Структурные модели и фреймы: проблемы применения Универсальной классификации ономатопов
Мария Алексеевна Флаксман
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
фонема; фоносемантика; звукоподражания; иконичность;
ономатопея
Тезисы
Универсальная классификация ономатопов (далее УКО) была разработана
С.В. Ворониным в 1969 году и с тех пор неоднократно дополнялась и
дорабатывалась автором. Наиболее полно и подробно она изложена в монографии
«Английские ономатопы» (Воронин 1998).
Подход к классификации ономатопоэтической
(звукоподражательной) лексики, использованный автором, являлся революционным.
С.В. Воронин отошёл от чисто семантического подхода, согласно которому, звукоподражания
классифицировались исключительно как «звуки природы», «звуки животных» и т.п.
Взамен он предложил подход фоно-семантический. Новая, фоносемантическая,
классификация впервые включала учёт (и классификацию) основных признаков
(звукового) денотата звукоподражательных слов. Деление на классы и гипер-классы
ономатопов в УКО основывалось на типологии иконических связей между формой
слова (его звукового облика) и его значением (звуковым денотатом).
Классификация основывалась на идее, что звуки речи,
используемые при имитации, обладают акустическими характеристиками,
гомоморфными широко определяемым акустическим характеристикам природных звучаний
(Воронин 2006). Акустические характеристики звуков речи кодируются в фонемах, и
фонемы языка, входящие в состав звукоподражаний, таким образом, помимо основных
функций (словообразующей и смыслоразличительной), имеют ещё одну,
дополнительную – функцию референции (к акустическим характеристиками
природных звучаний).
Регулярно повторяющиеся референтные паттерны и составляют объективную (т.е. не зависящую от интерпретации) основу УКО. Классификация позволила выделить конечное число структурных «моделей», описывающих весь звукоподражательный лексикон отдельно взятого языка. УКО изначально разрабатывалась на материале английского (языка аналитического типа). Позднее она была успешно опробована на материале других, в том числе, неиндоевропейских языков (Канкия 1988; Вельди 1988). Результаты последующих исследований, в целом, подтвердили состоятельность фоно-семантического подхода к классификации и её универсальность УКО – выделение иконических паттернов при звуковой имитации оказалось возможным на материале языков, структурно отличающихся друг от друга. Несмотря на это, двумя основными проблемами применения УКО до сих пор остаются (1) большое количество и несовпадение структурных моделей для разных языков и (2) изменение структурных моделей в диахронии (Флаксман 2015; 2020). Решением обеих проблем, предлагаемым в настоящем докладе, является замена структурных моделей на более широкие и «подвижные» структурные фреймы, основывающиеся на типах звукоподражательных функций фонем, входящих в состав ономатопов.
Регулярно повторяющиеся референтные паттерны и составляют объективную (т.е. не зависящую от интерпретации) основу УКО. Классификация позволила выделить конечное число структурных «моделей», описывающих весь звукоподражательный лексикон отдельно взятого языка. УКО изначально разрабатывалась на материале английского (языка аналитического типа). Позднее она была успешно опробована на материале других, в том числе, неиндоевропейских языков (Канкия 1988; Вельди 1988). Результаты последующих исследований, в целом, подтвердили состоятельность фоно-семантического подхода к классификации и её универсальность УКО – выделение иконических паттернов при звуковой имитации оказалось возможным на материале языков, структурно отличающихся друг от друга. Несмотря на это, двумя основными проблемами применения УКО до сих пор остаются (1) большое количество и несовпадение структурных моделей для разных языков и (2) изменение структурных моделей в диахронии (Флаксман 2015; 2020). Решением обеих проблем, предлагаемым в настоящем докладе, является замена структурных моделей на более широкие и «подвижные» структурные фреймы, основывающиеся на типах звукоподражательных функций фонем, входящих в состав ономатопов.