50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Поэтическое начало в романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака

Наталья Александровна Фатеева
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

онлайн
2022-03-18
11:15 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Стих; проза; нелинейность; вертикальный контекст; субъективация повествования

Тезисы

В статье Р. Якобсона «Заметки о прозе поэта Пастернака» (1935) отмечается, что «проза поэта» обнаруживает ряд типологических черт, отражающих особенности поэтического мышления ее автора и «внутреннюю конфигурацию» его языка.  Доклад как раз посвящен  характерным особенностям языка поэта, которые находят свое отражение в прозаическом тексте романа «Доктор Живаго». Сам Пастернак в эссе «Несколько положений» (1918, 1922) писал о парадоксальности взаимоотношений между прозой и поэзией: в его представлении это «неотделимые друг от друга» полюса и начала, которые «не существуют отдельно». Что такое поэтическое начало в прозе — можно понимать по-разному. Одни исследователи связывают «поэтическое начала» с определенными стиховыми приемами (метризацией, особой звуковой организацией, структурными параллелизмами), которые вносятся в структуру прозаического повествования, или с насыщенностью прозаического текста разными стихотворными вставками (Ю.Б. Орлицкий); другие  — ищут основу «поэтичности» в семантической  области — т.е. в области смещения референции, когда приостанавливается процесс соотнесения единиц текста с реальной действительностью и происходит адресация к воображаемому — т.е. «к глубоко укорененным возможностям реальности в той мере, в которой они отлучены от подлинных обстоятельств, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни» (П. Рикер). Второе понимание «поэтичности» впрямую связано с образной структурой произведения, с целостной системой переносных значений,  смещающей «действительность» (В. Шмид).  Однако данное смещение возникает не само по себе, оно связано с понятием «лиричности» прозаического текста и особой  «субъективизацией» повествования, благодаря которой в романе порождаются параллельные изобразительные планы, становятся возможны сближения различных сущностей (например, любви и смерти), а простые «вещи», предметы окружающей обстановки (гардероб, лестница) и «природные явления» (дождь, гроза, метель) приобретают символическое значение.  Особенностью прозы Пастернака является как раз то, что в ней и эти два понимания «поэтического начала» существуют нераздельно, что вводит в прозу нелинейное начало. А именно,  денотативная функция внешней речи уходит на второй план как раз за счет того, что  сам отбор языковых элементов, сам принцип их соединения в синтаксические конструкции и более  крупные текстовые единства, само расположение взаимосвязанных элементов в целостном пространстве текста оказывается во многом продиктованным их звуковыми и ритмическими характеристиками, обусловленными памятью поэтического  слова.