Поэтическое начало в романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака
Наталья Александровна Фатеева
Докладчик
главный научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
онлайн
2022-03-18
11:15 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Стих; проза; нелинейность; вертикальный контекст; субъективация повествования
Тезисы
В
статье Р. Якобсона «Заметки о прозе поэта Пастернака» (1935) отмечается, что
«проза поэта» обнаруживает ряд типологических черт, отражающих особенности поэтического
мышления ее автора и «внутреннюю конфигурацию» его языка. Доклад как раз посвящен характерным особенностям языка поэта, которые
находят свое отражение в прозаическом тексте романа «Доктор Живаго».
Сам Пастернак в эссе «Несколько
положений» (1918, 1922) писал о парадоксальности взаимоотношений между прозой и
поэзией: в его представлении это «неотделимые друг от друга» полюса и начала,
которые «не существуют отдельно».
Что такое
поэтическое начало в прозе — можно понимать по-разному. Одни исследователи связывают «поэтическое начала» с определенными стиховыми приемами (метризацией, особой звуковой организацией, структурными
параллелизмами),
которые вносятся в структуру прозаического повествования, или с насыщенностью прозаического
текста разными стихотворными вставками (Ю.Б. Орлицкий); другие — ищут основу «поэтичности» в семантической области — т.е. в области смещения референции, когда
приостанавливается
процесс соотнесения единиц текста с реальной действительностью
и происходит адресация
к воображаемому — т.е. «к
глубоко укорененным возможностям реальности в той мере, в которой они отлучены
от подлинных обстоятельств, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни» (П. Рикер). Второе понимание «поэтичности»
впрямую связано с образной структурой произведения, с целостной системой
переносных значений, смещающей
«действительность» (В. Шмид). Однако данное смещение возникает не
само по себе, оно связано с понятием «лиричности» прозаического текста и
особой «субъективизацией» повествования,
благодаря которой в романе порождаются параллельные изобразительные планы, становятся
возможны сближения различных сущностей (например, любви и смерти), а простые «вещи», предметы окружающей обстановки (гардероб, лестница) и «природные
явления» (дождь, гроза, метель) приобретают символическое значение.
Особенностью прозы Пастернака является как
раз то, что в ней и эти два понимания «поэтического начала» существуют
нераздельно, что вводит в прозу нелинейное начало. А именно, денотативная
функция внешней речи уходит на второй план
как раз за счет того, что сам отбор языковых элементов, сам принцип их
соединения в синтаксические конструкции и более
крупные текстовые единства, само расположение взаимосвязанных элементов
в целостном пространстве текста оказывается во многом продиктованным их
звуковыми и ритмическими характеристиками, обусловленными памятью
поэтического слова.