50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Философ-эрудит, друг Дидро и издатель собрания его сочинений: роль Ж.-А. Нежона в интеллектуальной культуре эпохи Просвещения

Артем Александрович Кротов
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

190 ZOOM
2022-03-21
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Нежон; Дидро; французская литература XVIII века; философия Просвещения; материализм эпохи Французской революции

Тезисы

Друг и последователь Дидро важной задачей своего творчества объявлял дополнение и популяризацию главных положений учения прославленного редактора просветительской «Энциклопедии». Нежон был издателем трудов Монтеня, Руссо, Дидро, он с увлечением рассуждал о творчестве Лафонтена и Расина, акцентируя внимание читателя на моральном содержании произведений классиков французской литературы. Так, Лафонтен, по его мнению, первым во Франции достиг небывалых высот в области философской поэзии. Французский баснописец, подчеркивает Нежон, не нанизывает аргументы, а воздействует на чувства, показывает всю низость и смехотворность порока.  Для Нежона Лафонтен – выше Эзопа. Философ-эрудит видел смысл своей деятельности в просвещении современников, в защите истины от нападок со стороны приверженцев фанатизма и суеверия. Атеистический материализм Дидро он считал философской вершиной своей эпохи, рассматривая популярные среди его современников учения Руссо и Кондильяка как заметно уступающие по глубине концепции выходца из Лангра. Отсюда своеобразие его представлений о будущем, которые исключают деистическую идею гражданской религии. Его труды отмечены республиканскими и антиклерикальными мотивами. При этом он выступал против параллелей между учением Дидро и заговором Бабёфа. Усматривая связь между политикой и ростом научного знания, Нежон считал важным условием прогресса систематизаторскую, классификаторскую кабинетную работу.  При этом он не дистанцировался от обсуждения конкретных политических вопросов своей эпохи. В частности, в 1790 г. в специальном адресе он призывал Национальное собрание решительно разграничить сферы законодательства и религии. Права человека, на его взгляд, не должны выводиться из религиозных соображений. Свобода мысли, по его мнению, требует отделения морали от вероучения. Нежон выступил редактором отдела древней и новой философии в «Систематической энциклопедии», издававшейся Панкуком. Рассматривая Дидро как своего великого предшественника, Нежон вместе с тем размышлял и о недостатках подхода своего кумира, отмечал его склонность чрезмерно увлекаться в своих оценках, иной раз в ущерб точности, достоверности. Деятельность Нежона в качестве редактора, издателя, комментатора во многом повлияла на формирование представлений его современников о значении и мировоззренческой направленности наследия Дидро.