Философ-эрудит, друг Дидро и издатель собрания его сочинений: роль Ж.-А. Нежона в интеллектуальной культуре эпохи Просвещения
Артем Александрович Кротов
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190 ZOOM
2022-03-21
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Нежон;
Дидро; французская литература XVIII века; философия Просвещения; материализм эпохи
Французской революции
Тезисы
Друг и последователь Дидро важной задачей своего творчества объявлял
дополнение и популяризацию главных положений учения прославленного редактора
просветительской «Энциклопедии». Нежон был издателем трудов Монтеня, Руссо,
Дидро, он с увлечением рассуждал о творчестве Лафонтена и Расина, акцентируя
внимание читателя на моральном содержании произведений классиков французской
литературы. Так, Лафонтен, по его мнению, первым во Франции достиг небывалых
высот в области философской поэзии. Французский баснописец, подчеркивает Нежон,
не нанизывает аргументы, а воздействует на чувства, показывает всю низость и
смехотворность порока. Для Нежона
Лафонтен – выше Эзопа. Философ-эрудит видел смысл своей деятельности в
просвещении современников, в защите истины от нападок со стороны приверженцев
фанатизма и суеверия. Атеистический материализм Дидро он считал философской
вершиной своей эпохи, рассматривая популярные среди его современников учения
Руссо и Кондильяка как заметно уступающие по глубине концепции выходца из
Лангра. Отсюда своеобразие его представлений о будущем, которые исключают
деистическую идею гражданской религии. Его труды отмечены республиканскими и
антиклерикальными мотивами. При этом он выступал против параллелей между
учением Дидро и заговором Бабёфа. Усматривая связь между политикой и ростом
научного знания, Нежон считал важным условием прогресса систематизаторскую,
классификаторскую кабинетную работу. При
этом он не дистанцировался от обсуждения конкретных политических вопросов своей
эпохи. В частности, в 1790 г. в специальном адресе он призывал Национальное
собрание решительно разграничить сферы законодательства и религии. Права
человека, на его взгляд, не должны выводиться из религиозных соображений.
Свобода мысли, по его мнению, требует отделения морали от вероучения. Нежон
выступил редактором отдела древней и новой философии в «Систематической
энциклопедии», издававшейся Панкуком. Рассматривая Дидро как своего великого
предшественника, Нежон вместе с тем размышлял и о недостатках подхода своего
кумира, отмечал его склонность чрезмерно увлекаться в своих оценках, иной раз в
ущерб точности, достоверности. Деятельность Нежона в качестве редактора,
издателя, комментатора во многом повлияла на формирование представлений его
современников о значении и мировоззренческой направленности наследия Дидро.