Коллективность как средство оптимизации преподавания иностранного языка
Елена Сергеевна Чаленко
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
402(онлайн МсТимз)
2022-03-17
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Немецкий язык, методика, дидактика, категории коллективного и индивидуального, диалектика.
Тезисы
Вызовом в современном процессе преподавания второго иностранного языка в вузе является высокий уровень компетенций, заложенных в государственных стандартах, осваивать которые предполагается в течение ограниченного рамками рабочей программы количества аудиторных часов. В связи с этим остро встает вопрос о методах оптимизации процесса обучения.
Опыт преподавания немецкого языка как второго иностранного после английского позволяет нам предположить, что одним из методов может быть развитие коллективности в языковой группе.
Учитывая различие между непосредственной коллективностью, основанной на прямых контактах, и коллективностью опосредованной, основанной на использовании различных средств коммуникации, мы отдаем безусловное предпочтение первой.
Поскольку группы учащихся являются гетерогенными по многим признакам ( единственное общее - выбор немецкого как второго иностранного языка, интерес к немецкоязычным странам), то коллективность играет кроме образовательной, еще и воспитательную роль, способствуя развитию личности и подготавливая к успешной работе в профессиональном коллективе.
Знание речевых образцов и грамматики не является залогом успешного говорения, нужно еще желание говорить. Поскольку учащиеся не находятся в полноценной языковой среде, стимулы для коммуникации на иностранном языке ограничены ролевыми играми. Успешная коммуникация возможна на основе эмоциональной и ментальной общности, на опыте жизни языковой группы.
Цель, к котором мы стремимся, поиск видов деятельности, когда бы учащийся мог применять усвоенные на любом уровне знания, не дожидаясь накопления "критической массы". Играет роль и фактор времени. Первый иностранный язык (английский) изучался ими 6 - 12 лет, на изучение второго иностранного отводится на нашем факультете 4 года и значительно меньшее количество контактных часов.
Учебные пособия немецких дидактиков, которые мы используем на занятиях, включают задания на партнерскую работу (около 50% от общего количества) и тоже развивают чувство коллективности.
Индивидуальное и коллективное - это две взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Учет их диалектического взаимодействия полезен в любой образовательной сфере, и в частности, в преподавании иностранного языка.
Опыт преподавания немецкого языка как второго иностранного после английского позволяет нам предположить, что одним из методов может быть развитие коллективности в языковой группе.
Учитывая различие между непосредственной коллективностью, основанной на прямых контактах, и коллективностью опосредованной, основанной на использовании различных средств коммуникации, мы отдаем безусловное предпочтение первой.
Поскольку группы учащихся являются гетерогенными по многим признакам ( единственное общее - выбор немецкого как второго иностранного языка, интерес к немецкоязычным странам), то коллективность играет кроме образовательной, еще и воспитательную роль, способствуя развитию личности и подготавливая к успешной работе в профессиональном коллективе.
Знание речевых образцов и грамматики не является залогом успешного говорения, нужно еще желание говорить. Поскольку учащиеся не находятся в полноценной языковой среде, стимулы для коммуникации на иностранном языке ограничены ролевыми играми. Успешная коммуникация возможна на основе эмоциональной и ментальной общности, на опыте жизни языковой группы.
Цель, к котором мы стремимся, поиск видов деятельности, когда бы учащийся мог применять усвоенные на любом уровне знания, не дожидаясь накопления "критической массы". Играет роль и фактор времени. Первый иностранный язык (английский) изучался ими 6 - 12 лет, на изучение второго иностранного отводится на нашем факультете 4 года и значительно меньшее количество контактных часов.
Учебные пособия немецких дидактиков, которые мы используем на занятиях, включают задания на партнерскую работу (около 50% от общего количества) и тоже развивают чувство коллективности.
Индивидуальное и коллективное - это две взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Учет их диалектического взаимодействия полезен в любой образовательной сфере, и в частности, в преподавании иностранного языка.