50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Кинолента «Понизовая вольница» как возможный источник цикла Цветаевой «Стенька Разин»

Ксения Борисовна Егорова
Докладчик
научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

(онлайн, МСТимз).
2022-03-21
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: Марина Цветаева, русская литература, Стенька Разин, "Понизовая вольница".

Тезисы

В докладе речь пойдет о взаимосвязи цикла Марины Цветаевой «Стенька Разин» (1917 г.) с кинолентой «Понизовая вольница» (1908 г.). Фигура Стеньки Разина неоднократно появлялась на страницах произведений Цветаевой 1917–1918 гг., в тот же период Б. М. Кустодиев создал полотно «Степан Разин», а футурист В. В. Каменский переиздал роман «Стенька Разин», дополнив свои размышления о бунтаре-атамане одноименной пьесой и поэмой «Сердце народное – Стенька Разин». Среди многочисленных полумифических сюжетов о Стеньке Разине, Цветаева выбрала один – любовь «бешеного атамана» к персиянке, которую он погубил собственными руками, принеся в жертву Волге-матушке. Цветаева обратилась к известному сюжету, прозвучавшему в песне «Из-за острова на Стрежень….», а в начале XX века получившему новую трактовку благодаря двум кинолентам – «Понизовая вольница» и «Стенька Разин» (1914 г.). Оба фильма демонстрировались в кинотеатрах Москвы и Петербурга-Петрограда, вызвали общественный резонанс, а фигура Разина стала своеобразным символом эпохи. В большинстве произведений ХХ в. мотивом, побудившим Разина совершить ритуальное жертвоприношение великой русской реке, столкнуть плененную персидскую княжну в волжские воды, становились насмешки ватаги казаков (такую трактовку дает знаменитая песня) или страх неудачи в военных сражениях (эта причина становится главной в немой киноленте 1914 г.). Цветаева предложила иную трактовку сюжета, создала в своем стихотворном цикле картину, не уступающую накалу античной трагедии. Степаном завладела слепая и всепоглощающая страсть; это чувство не считается с мнением толпы, не ищет военных побед или земных выгод. Атаман-бунтарь дошел в своей любви до крайности, низвергнув возлюбленную и принеся ее в жертву Волге. Причина этого поступка для Цветаевой ясна – ревность (персияночка отвергает Разина, вздыхая о Джаль-Эддине) и равнодушие (один из смертных грехов человеческих в пространстве поэтического мира Цветаевой). «Двуострое коварство» нелюбящей – вот определение, которое дала Цветаева персидской княжне в автобиографической прозе «Вольный проезд». В этом произведении, написанном через год после создания стихотворного цикла, Цветаева вновь вернулась к размышлениям над образом Степана Разина: оказавшись среди красноармейцев, Цветаева признала в одном из них своего «бешеного атамана», стихию народного бунта и стихию безграничного чувства.  Представляется, что тема ревности Разина как мотив для убийства пленной могла быть почерпнута из нашумевшей киноленты «Понизовая вольница», которая, будучи первым российским игровым фильмом, широко обсуждалась, а афиша этой киноленты появлялась на улицах Москвы.