Ранняя детская грамматика в свете анализа Макартуровских опросников
Марина Борисовна Елисеева
Докладчик
заведующий отделом
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Елена Андреевна Вершинина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
184 (онлайн, Zoom)
2022-03-15
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
речевой онтогенез; ранний возраст, диагностика речевого развития;
Макартуровский опросник; детский синтаксис; телеграфная речь; двукомпонентные
высказывания
Тезисы
Настоящее исследование – продолжение ряда работ,
посвященных Макартуровскому опроснику (русской
версии MacArthur CDI).
Первые двусловные высказывания – предложения «телеграфного
стиля», состоящие из грамматически аморфных слов. Следующий этап развития
синтаксиса связан с развитием морфологии: возникают грамматически оформленные
фразы, внутри которых используются слова различных частей речи с изменением
форм. Освоение синтаксиса и морфологии обычно происходит неодновременно, и для
большинства детей синтаксис легче, чем морфология. Важным в развитии фразы
является ее удлинение – рост количества слов в предложении происходит, как
правило, в рамках предложений с нормативной грамматикой, но не обязательно. Вариативность
в развитии синтаксиса проявляется в том, что некоторые дети строят многословные
предложения телеграфного стиля из неизмененных слов.
Именно эти пункты проанализированы в заполненных
родителями опросниках.
Нормы синтаксического развития детей до трех лет были
рассчитаны на основании базы данных, составившей 1037 записей (487 мальчиков и
550 девочек) как на основании средних значений, так и на основании медиан. Были
также рассчитаны в каждом возрасте процентили от 5% до 99%, которые служат
основанием для принятия решения о соответствии конкретного ребенка его
возрастной норме. Зависимости процентилей от возраста были аппроксимированы
логистической кривой для получения сглаженных данных. Нормы рассчитывались и
для обоих полов вместе, и отдельно для мальчиков/ девочек. При исследовании
данных применяли следующие методы анализа данных: расчет доверительных
интервалов для средних значений, регрессионный анализ — аппроксимация
зависимостей значений процентилей от возраста логистической кривой, ttest и
критерий МаннаУитни для сравнения значений средних и медиан между мальчиками и
девочками в каждом разделе и для каждого возраста, ковариационный анализ для
проверки влияния пола ребенка на оценки развития речи в каждом разделе при
исключении влияния возраста, частотный анализ, в том числе, критерий χ2
для сравнения процентов ответов родителей мальчиков и девочек на вопросы, как
часто в речи детей используются двусловные предложения.
Основные результаты исследования: 1) двусловные высказывания
активно развиваются с 19 мес. у девочек и с 20 у мальчиков до 27 мес. с
опережением девочек - после этого все дети конструируют фразы хотя бы из двух
слов; 2) «медианные» девочки в 26 мес., а «медианные»
мальчики в 28 в половине случаев используют фразу с изменяемыми словами; 3) к
трем годам в речи «медианных» девочек самые длинные высказывания – из 7 слов, в
речи «медианных» мальчиков – из 6.