Референциальный выбор при передаче речи другого в письменной речи русскоязычных детей младшего школьного возраста
Мария Александровна Пономарева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию особенностей передачи речи другого в письменной речи русскоязычных детей младшего школьного возраста и направлен на изучение процессов порождения речи. Исследование производится на материале письменных пересказов просмотренного детьми мультфильма. Особое внимание уделяется референциальному выбору и факторам, которые его определяют.
Тезисы
Основной задачей
исследования является анализ полученных в ходе эксперимента данных с точки
зрения референциального выбора. В качестве материала используются письменные
пересказы сюжета мультфильма «Как стать большим?», который было предложено
просмотреть детям младшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие
16 детей в возрасте от 7 до 10 лет, являющиеся учениками 2, 3 и 4 классов, и,
соответственно, были получены 16 пересказов, которые характеризуются различной
структурой, объёмом, степенью подробности и предпочтениями в способе оформления
речи другого. В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы к
решению этого вопроса, а также данные, полученные в ходе эксперимента. В
результате исследования были проанализированы особенности передачи речи другого
в полученных пересказах, определены факторы, влияющие на референциальный выбор
при передаче речи другого в письменной речи детей младшего школьного возраста,
а также сделан вывод об усвоении участниками эксперимента правил использования
прямой и косвенной речи и влиянии способа передачи речи другого на
референциальный выбор.
В ходе работы удалось сделать вывод о частотности выбора в пользу полной именной группы, местоимения и нулевого показателя в письменной речи детей младшего школьного возраста как при использовании косвенной речи, так и при использовании прямой речи: чаще всего для обозначения субъекта при передаче речи другого детьми используется местоимение. Также удалось определить частотность использования прямой и косвенной речи: прямая речь является значительно более частотной формой передачи речи другого, что связано с ранним усвоением детьми диалогической речи.
Работа подготовлена при поддержке гранта РФФИ №20-012-00290 «Устный и письменный нарратив как вторичный текст: особенности порождения разными категориями носителей русского языка».
В ходе работы удалось сделать вывод о частотности выбора в пользу полной именной группы, местоимения и нулевого показателя в письменной речи детей младшего школьного возраста как при использовании косвенной речи, так и при использовании прямой речи: чаще всего для обозначения субъекта при передаче речи другого детьми используется местоимение. Также удалось определить частотность использования прямой и косвенной речи: прямая речь является значительно более частотной формой передачи речи другого, что связано с ранним усвоением детьми диалогической речи.
Работа подготовлена при поддержке гранта РФФИ №20-012-00290 «Устный и письменный нарратив как вторичный текст: особенности порождения разными категориями носителей русского языка».