Ф. М. Достоевский в русской литературе второй половины XX в.: деконструирование мотивов Достоевского в «Шатунах» Ю. В. Мамлеева
Ярослава Олеговна Калянова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Роман Ю. В. Мамлеева «Шатуны» посвящен
исследованию пределов человека во время метафизических поисков. Духовные практики героев оказываются связаны с
темами страха смерти и бессмертия души, которые в творчестве Ф. М. Достоевского раскрываются через мотив семьи и детства, мотив испытания веры, двойничества и Человекобожия. Ко всем этим мотивам Мамлеев обращается в своем
романе, используя при этом аллюзии на героев «Двойника»,
«Бесов» и «Братьев Карамазовых», образы которых деконструируются благодаря сатирическому изображению их особенностей и неожиданному контексту.
Тезисы
Обращение к Ф. М. Достоевскому в русской
литературе второй половины XX в. обусловлено интересом к эзотерическим
практикам и теоретическому наследию традиционализма Р. Генона, в рамках
которого связь с прошлым обещает духовное спасение и прозрение. Использование Достоевским
в своем творчестве православной риторики и развитие в его публицистике и
поздних романах «русской идеи» позволяет писателям Южинского кружка разрабатывать
концепцию особенного русского пути, где доступными становятся внечеловеческое
знание, способность постигнуть метафизические тайны.
В XX в. за именем Достоевского закрепляется образ пророка, предчувствовавшего как мировой кризис, так и последующее за ним духовное возрождение. Для Ю. В. Мамлеева такое уважение к слову Достоевского, вышедшее за пределы одной страны, позволяет обращаться к творчеству автора как к мировой Традиции. Важным становится не только воплощение в жизнь пороков, описанных Достоевским, но и общее ощущение упадка, близости к бездне. Атмосфера апокалиптичности доказывает необходимость ориентироваться на Традицию, а также позволяет вписать рецепцию Достоевского в рамки постмодернизма, где пограничные состояния человека и связанное со смертью становится неотъемлемой частью литературной игры.
Роман «Шатуны» Мамлеева — это пример переосмысления ряда мотивов произведений Достоевского, где центральным вопросом становятся взаимоотношения человека со смертью и с Богом. Изменению подлежит образ непорочного и священного ребенка, а также природа грубого отношения родителей в семье, стоимость детского страдания. Дети, хоть и остаются духовно ближе к становлению нового мира, описаны не менее абсурдно, чем реальность, в которой они живут. А взрослые в формировании своего отношения к ребенку руководствуются теперь уже не просто желанием самореализации за счет него и стремлением избавиться от ответственности, а жаждой вступить во взаимоотношения со смертью, приблизить опыт послежития.
Через карикатурное изображение героев Достоевского отрицается возможность преодоления страха смерти, когда вера человека содержит в себе сомнение и опирается лишь на ритуальность. А деятельная любовь, направленная на окружающих и призванная избавлять от страданий и помогать справляться с искушениями, меняет у Мамлеева свое направление и должна теперь быть обращена на самого человека. Вера Достоевского в бессмертие, которое и есть непререкаемое существование Бога, деконструируется через обращение к мотиву двойничества и к идее о Человекобоге. Провалившаяся попытка человека занять место Бога, описанная Достоевским, теперь не порицается, а вводит идею о необходимости внутреннего «я» слиться с Богом.
В XX в. за именем Достоевского закрепляется образ пророка, предчувствовавшего как мировой кризис, так и последующее за ним духовное возрождение. Для Ю. В. Мамлеева такое уважение к слову Достоевского, вышедшее за пределы одной страны, позволяет обращаться к творчеству автора как к мировой Традиции. Важным становится не только воплощение в жизнь пороков, описанных Достоевским, но и общее ощущение упадка, близости к бездне. Атмосфера апокалиптичности доказывает необходимость ориентироваться на Традицию, а также позволяет вписать рецепцию Достоевского в рамки постмодернизма, где пограничные состояния человека и связанное со смертью становится неотъемлемой частью литературной игры.
Роман «Шатуны» Мамлеева — это пример переосмысления ряда мотивов произведений Достоевского, где центральным вопросом становятся взаимоотношения человека со смертью и с Богом. Изменению подлежит образ непорочного и священного ребенка, а также природа грубого отношения родителей в семье, стоимость детского страдания. Дети, хоть и остаются духовно ближе к становлению нового мира, описаны не менее абсурдно, чем реальность, в которой они живут. А взрослые в формировании своего отношения к ребенку руководствуются теперь уже не просто желанием самореализации за счет него и стремлением избавиться от ответственности, а жаждой вступить во взаимоотношения со смертью, приблизить опыт послежития.
Через карикатурное изображение героев Достоевского отрицается возможность преодоления страха смерти, когда вера человека содержит в себе сомнение и опирается лишь на ритуальность. А деятельная любовь, направленная на окружающих и призванная избавлять от страданий и помогать справляться с искушениями, меняет у Мамлеева свое направление и должна теперь быть обращена на самого человека. Вера Достоевского в бессмертие, которое и есть непререкаемое существование Бога, деконструируется через обращение к мотиву двойничества и к идее о Человекобоге. Провалившаяся попытка человека занять место Бога, описанная Достоевским, теперь не порицается, а вводит идею о необходимости внутреннего «я» слиться с Богом.