Текст-пропаганда как проблема лингвоэкспертологии
Елизавета Андреевна Дворецкая
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе сопоставляется
обиходно-бытовое, лингвистическое и юридическое понимание текста-пропаганды. На
материале текстов законов, судебных решений, а также экспертных заключений
демонстрируется разница в понимании термина разными участниками судебного
процесса. Автор исходит из стихийно сложившейся ситуации ограниченного и
шаблонизированного понимания пропаганды как правоприменителями, так и
экспертами. Проведённый анализ призван сформировать более точную и
верифицируемую методику работы с пропагандистскими текстами.
Тезисы
Пропаганда является одним
из наиболее частотных объектов судебной лингвистической экспертизы. Экспертам
приходится сталкиваться с необходимостью выделения в представленных на
исследование текстах лингвистических признаков, на основании которых
правоприменители принимают решение о наличии или отсутствии в данных текстах
того или иного вида пропаганды. Решение этой задачи затрудняет отсутствие в
нормативно-правовых актах исчерпывающего определения пропаганды, что вынуждает
экспертов в своих заключениях опираться на словарные определения понятия и
интуитивно сформулированные признаки, так что результаты экспертизы зачастую
выглядят недостаточно убедительно. Дополнительную трудность создает то, что
само слово пропаганда имеет долгую и насыщенную историю употребления и
множество коннотаций. В связи с этим автор поставил перед собой цель дать
разностороннюю оценку явлению, которое называют пропагандой. Для этого были
проанализированы лингвистические теории пропаганды, тексты экспертных
заключений и судебных решений, а также обиходно-бытовые тексты Национального
корпуса русского языка, иллюстрирующие функционирование слова в современной
разговорной речи. Такой круг источников позволил рассмотреть явление пропаганды
в контексте проблемы юридизации естественного языка: был изучен путь, которым
слово вошло в юридический язык, а также диагностирована ситуация, в которой
существует это слово сейчас. Обобщив все собранные данные, автор провел
систематизацию признаков пропаганды и выделил в этом явлении два главных компонента,
которые в дальнейшем могут лечь в основу методики работы экспертов с
пропагандистскими текстами. Автор предлагает ввести в лингвистический лексикон понятие
«текст-пропаганда» для более точной номинации этого явления и его отграничения
от смыслов, вкладываемых в него специалистами смежных дисциплин.