Об оценочности метафоры PEOPLE ARE FOOD
Надежда Владимировна Аксенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Валентиновна Евстрахина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Метафора, оценка, концептуальная метафора, метафорическое выражение, оценочный знак.
Тезисы
В докладе метафора рассматривается с позиций когнитивной
лингвистики. Целью работы является изучение особенностей актуализации оценки в метафорических
выражениях, представляющих собой репрезентацию концептуальной метафоры PEOPLE
ARE FOOD. Данная метафора является продуктивной в английском языке и представляется
потенциально оценочной. Ее метафорические репрезентации активно используются для
номинации лица и в качестве форм обращения, содержащих положительную оценку (например,
honey, sweetie, sugar).
В последнее время можно наблюдать изменение оценочного знака подобных номинаций. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в области метафорических выражений, представляющих метафоры WOMEN ARE DESSERTS и WOMEN ARE SWEET OBJECTS. Метафорические выражения, представляющие концептуальную метафору PEOPLE ARE FOOD, характеризуются значительной степенью асимметрии в гендерном плане.
В докладе также рассматривается функционирование метафорических выражений в произведениях художественной литературы и демонстрируется роль контекста в актуализации оценки и иррадиации оценочного смысла.
В последнее время можно наблюдать изменение оценочного знака подобных номинаций. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в области метафорических выражений, представляющих метафоры WOMEN ARE DESSERTS и WOMEN ARE SWEET OBJECTS. Метафорические выражения, представляющие концептуальную метафору PEOPLE ARE FOOD, характеризуются значительной степенью асимметрии в гендерном плане.
В докладе также рассматривается функционирование метафорических выражений в произведениях художественной литературы и демонстрируется роль контекста в актуализации оценки и иррадиации оценочного смысла.