Пространственная оппозиция безграничность — ограниченность в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова
Полина Николаевна Колесник
Докладчик
преподаватель
Державинский институт
Державинский институт
Ключевые слова, аннотация
Пространство, безграничность,
ограниченность.
Тезисы
С самого начала повествования при построении пространственных рядов
текста «Семейной хроники» С. Т. Аксаков реализует оппозицию безграничное
пространство — ограниченное пространство. Первое представлено простором Уфимского наместничества,
второе — теснотой Симбирской губернии не сколько в буквальном, сколько в метафорическом
смысле. Движение здесь является не только перемещением в
пространстве, но и изменением внутреннего состояния человека от ощущения подчинения чужой воле до
осознания возможности действовать согласно своим представлениям о жизни.
Пространства Симбирской и
Оренбургской губерний противопоставляются друг другу еще и как покинутое и
приобретенное, губительное и спасительное соответственно.
Традиционно
в русском сознании безграничное пространство имеет положительную семантику,
ограниченное пространство ассоциируется с отсутствием внутренней свободы.
В более широком понимании
оппозиция безграничность — ограниченность получает развитие на
противопоставлении пространства Природы и пространства Человека, которые в
повести С. Т. Аксакова одновременно
сопоставляются и противополагаются, но не противоречат друг другу. Пространство Человека, представленное имением
Багровых, укладом жизни конкретной семьи, ограничено кратковременностью,
быстротечностью земной жизни человека,
ее тленностью.
Пространство Природы в
соответствии с христианским мировоззрением С. Т. Аксакова расширяется до масштабов Творца, Вечности.
Особое место в тексте повести
занимает Дорога. Жанровое своеобразие «Семейной хроники» позволяет
рассматривать данный хронотоп в значении земного пути человека.
В
докладе анализируется художественная структура повести, которая иллюстрирует
взаимодействие пространств, характеризующихся оппозицией безграничность —
ограниченность.